На волне протестов "Black Lives Matter" и 75 годовщины атомной бомбардировки мирного японского населения, продемонстрировавшей всему миру весьма специфическое отношение США к человеческим жизням на войне, захотелось поговорить и о том и об этом, а именно об отношении к цветным солдатам в годы Второй Мировой.
Очевидно, что расовая сегрегация, которая цвела и пахла до второй половины XX века, не могла не затрагивать вооруженные силы. Глупо полагать, что американцы, не готовые сидеть на одних лавочках и мыть руки в одних раковинах с "черномазыми", отринули свой шовинизм на фронте. Но ведь дело не ограничивалось разделением мест общего пользования на "цветные" и "нормальные", существовал целый ряд запретов и ограничений по службе. Точно так же, как в Российской Империи существовали сословные перегородки, в США существовали перегородки расовые. Пиком военной карьеры для чернокожего был младший офицерский чин, а большинству негров отводилась роль обслуживающего персонала в армии и поваров на флоте. И этому было вполне рациональное объяснение.
Объединенные и прошедшие военную подготовку люди начинали давать отпор, что в условиях военно-морского флота могло привести к катастрофическим для этого самого флота последствиям. К тому же сегрегация была не чьей-то прихотью, а государственной политикой и отменять ее из-за какой-то там мировой войны, никто не собирался. В отчете генерального совета Военно-Морского флота США говорилось:
Причины дискриминации в Соединенных Штатах довольно общие: (а) белый человек не согласится с тем, что негр имеет власть над ним; (б) белый человек считает себя представителем высшей расы и не признает негра как равного; и (c) белая раса отказывается допускать негра в интимные семейные отношения, ведущие к браку. Эти концепции могут не быть подлинно демократическими, но сомнительно, чтобы самые горячие сторонники демократии оспаривали их, особенно в отношении смешанных браков.
Если в СССР с нацизмом боролся многонациональный советский народ, лишенный расовых предрассудков. То в США бой с немецкой высшей расой вела высшая раса американская, держащая негров в качестве обслуги для выполнения наиболее тяжелой и грязной работы.
В сухопутных частях была несколько иная ситуация. После Первой Мировой войны у руководства армии США был определенный скепсис в отношении боевых качеств чернокожих солдат, а потому формировать "черные" части командование не торопилось. Тем не менее в ходе войны из чернокожих были сформирован целый ряд негритянских соединений, в т.ч. три танковых батальона 784, 758 и 761 - известный как "Черные пантеры", его бойцы еще в учебке (которая совершенно случайно находилась на Юге США), хотели поквитаться с "белыми" из военной полиции, отправившись на разборку на танках(!), но были вразумлены командованием. Тем не менее Юг оставался пороховой бочкой, в 1943 году в штате Арканзас полицейским был убит чернокожий сержант, а в Миссисипи шериф застрелил негра рядового.
Бойцы 761 батальона весьма успешно воевали с нацистами в Европе, именно это соединение могло первым выйти на линию соприкосновения с частями Красной армии в Австрии. И если бы не американское командование, ограничившее снабжение батальона , то сегодня всему миру была бы известна не встреча на Эльбе, а встреча на Энсе, где были бы запечатлены советские бойцы жмущие руки своим чернокожим братьям по оружию. Естественно, что допустить подобное американцы ни в коем случае не могли, и в историю вошла "расово верная" встреча на Эльбе.
Да и могло ли быть иначе, если сам генерал Джордж Паттон отзывался о чернокожих танкистах 761 батальона следующим образом:
Каждый в отдельности они были неплохими солдатами, но я выражал свое мнение тогда и не вижу оснований менять его теперь: цветные солдаты не способны соображать достаточно быстро для того, чтобы быть хорошими танкистами.
О своем соседстве с американцами в Австрии советский бронебойщик Владимир Матвеевич Зимаков оставил следующие воспоминания:
В Австрии, недалеко от немецкого Мюнхена, встретились с американцами и англичанами. Сначала дня 3-4 пьянствовали, потом произошел эпизод. Наши ребята с ними подрались из-за негра. Увидели, как один из них негра ударил, и давай его лупить, подбежали еще англичане или американцы и наши - началась драка. Наш комендантский взвод их всех растащил и провел границу, отведя войска из селения в лес.
Нельзя не упомянуть и о "Пилотах из Таскиги", чернокожих летчиках 332 истребительной группы, воевавших в Северной Африке, Италии и Европе. Один из её пилотов - Ли Арчер - является единственным чернокожим летчиком асом (на счету 5 сбитых самолетов) в истории. По окончании войны ветераны эскадрильи внесли большой вклад в борьбу с расовой сегрегацией.
Всего на 1 августа 1945 во всех родах войск вооруженных сил США насчитывалось 1 030 265 чернокожих военнослужащих (~9% действующей армии), 90% из которых несли службу на вспомогательных работах. 7 768 негров (<1% от общей численности, у "белых" ~11% ) были офицерами (в подавляющем большинстве младшими, из 5 220 полковников лишь семеро были черными), и лишь один чернокожий - Бэнджамин Оливер Дэвис был генералом.
Десегрегация в американской армии началась в 1948 году, спустя три года после победы над нацизмом.