Найти тему
Культурный Петербург

ВПРИПРЫЖКУ ПО ЭПОХЕ

Ну, погоди!
Ну, погоди!

50 лет назад советская детвора обрадовалась появлению мультика про Волка и Зайца. Никто тогда еще и не догадывался, что героям десятиминутной веселой ленты суждена долгая жизнь в отечественной культуре и искусстве. Так началась славная многосерийная рисованная эпопея советской мультипликации под названием «Ну, погоди!».

А все началось тогда, когда режиссер Геннадий Сокольский снял в 1969 году небольшой сюжет для мультиальманаха «Веселая карусель». Именно в нем впервые нос к носу столкнулись два любимых представителя русской фауны. Автор сценария Александр Курляндский, как говорят практики, «синтуитивил» по поводу увиденного и предложил двум коллегам – Феликсу Камову и Аркадию Хайту – развернуть эпизод в цикл. Сказано – сделано. Сценарий на три серии был сочинен в один присест. Оставалось найти того, кто бы взялся его оживить на экране. Многие отказывалась, считая несерьезной столь «глупую» идею, когда Волк постоянно преследует бедного Зайца. При этом непонятно по каким мотивам.

Рискнуть решил Вячеслав Котеночкин, и тем самым будущий постановщик выташил свой счастливый билет, фактически определивший все его последующее творчество. 18 серий «Ну, погоди!», выходившие в прокат практически ежегодно, принесли режиссеру Государственную премию СССР за произведение для детей и юношества. Хотя мультик смотрели с огромным удовольствием и взрослые. Сейчас в эпоху компьютерной анимации популярность «Ну, погоди!» кажется парадоксальной для рисованного фильма. Но если подумать и вспомнить, то мы согласимся с тем, что цикл был просто обречен на успех.

И дело не только в разбуженной и вольной фантазии триумвирата сценаристов, но и в том, как Котеночкин сумел аранжировать сам формат мультсериала – от четкой оформления каждой серии до подбора сопровождающей музыки, включая хиты современной эстрады. Решающим же моментом стал выбор актеров на звуковые «роли» Волка и Зайца. Поначалу обаятельного хулигана, вышедшего из леса в советский мегаполис должен был озвучивать…Владимир Высоцкий, но начальники киностудии «Союзмультфильм», где снимали сериал, просто-напросто испугались и отказали артисту и певцу. Хотя Владимир Семенович все же остался в первой серии. Остался…со своим художественным свистом, в котором зрители легко узнавали мелодию «Песни о друге». Впрочем, и в рисованном Волке угадывались некоторые знакомые черты популярного барда.

Итог поисков известен. Волк навсегда оказался обязан своим голосом Анатолию Папанову, а Заяц заговорил (и даже запел) голосом Клары Румяновой. И если последней всего-то надо было разнообразить веселый говорок зайчишки, спасающегося от постоянно настигающего его зверинного антагониста, то народному артисту Советского Союза Анатолию Дмитриевичу Папанову по сценарию приходилось на все лады произносить на протяжении полутора десятилетий одну и ту же фразу. И это было задолго до «рекламной паузы» Якубовича.

Сериал любила вся страна, вплоть до членов Политбюро ЦК КПСС. Рассказывают, что когда Папанов получал из рук Н.В. Подгорного грамоту о звании народного артиста, то он пожаловался на то, что дела с сериалом обстоят очень плохо. Председатель Президиума Верховного Совета СССР поинтересовался о причинах. Папанов объяснил: один из сценаристов эмигрировал в Израиль ( Камов), поэтому проект заморозили. Ради своих детей и внуков партийные боссы закрыли глаза на столь очевидный идеологический прокол. Съемки «Ну, погоди!» продолжились, но уже с именами только двух сценаристов в титрах.

Популярность сериала держалась и продолжает держатся среди зрителей уже не одного поколения, чему свидетельств не счесть. Я, например, в 90-е годы ставил своему сыну кассету на «видик» с записью всех 18 серий, и три часа относительно спокойной родительской жизни мне были обеспечены. А были еще марки и монеты, выпущенные в честь мультфильма, памятник его героям, компьютерные игры и детские игрушки с изображением главной парочки отечественного мульткино. Именно благодаря этому дуэту зрители могли побывать во многих местах, связанных с их культурным досугом и трудовой деятельностью: пляж сменялся стройкой, парк культуры и отдыха – колхозными пашнями, а еще были посещение музея и цирка, поездка на круизном лайнере, и даже визит на стадион. По сути дела, перед нами была настоящая энциклопедия «частной жизни» выдуманных мультгероев.

Их отношения тоже были предметом обсуждения настолько, что однажды Вячеслав Котеночкин не выдержал и решил их помирить (в 7-й серии), но ничего путного из этого не вышло. Попытка заканчивалась теми самыми словами, который каждый ребенок в Стране Советов знал наизусть – «Ну, погоди!». За годы совместно экранной жизни Волк и Заяц проходили разные стадии отношений, но неизменной оставалась развязка. Первый никак не мог сцапать другого.

Уже после того, как ушел из жизни Папанов, и была попытка реанимировать сериал в виде двух серий, многие заговорили о неоригинальности нашего «Ну, погоди!», указуя на пример американского сериала «Том и Джерри». Нам доподлинно неизвестно: видел ли Котеночкин хотя бы одну серию бесконечной многолетней заокеанской битвы кота и мыша. Однако, сравнивая их, все же заметим, что наши герои в отличие от их экранных коллег из США никогда не занимались рукоприкладством и не осуществляли меры физического насилия в отношении друг друга. «Наши» были в своих драматических отношениях более гуманными. Перефразируя цитату из одного советского фильма, просто скажем: «один убегает, другой догоняет. А вместе они делают общее дело». Дело это называется «развлечением».

Таковым и останется в нашей благодарной памяти сериал-легенда. Он как яркий и радостный знак той эпохи, когда Волк вприпрыжку гонялся за Зайцем, но так и не смог его поймать. И наблюдать за этим процессом было очень и очень весело.

Сергей Н. Ильченко