Найти тему
Записки о самолетах

PZL-104 Wilga - на тонких ножках.

Всем зашедшим - привет! Сегодня очередная статья про малую авиацию, и я хочу рассказать о самолёте, на котором мне довелось полетать (правда, всего один раз) в 2016 году в Крыму. Речь пойдет о PZL-104 Wilga.

PZL (Państwowe Zakłady Lotnicze — Государственный авиационный завод) - изначально предприятие, существовавшее в Польше между двумя мировыми войнами (завод действовал с 1928 по 1939 год). Во Вторую мировую войну польская авиапромышленность была полностью разрушена. Послевоенное коммунистическое правительство Польши стремилось изменить всё, что связывало страну с предвоенной Польшей: с конца 1940-х название PZL было заменено на WSK (польск. Wytwórnia Sprzętu Komunikacyjnego — Завод коммуникационного оборудования). Первые десять лет компания не выпускала самолётов собственной конструкции, и только в 1956 году было возобновлено проектирование самолётов под маркой PZL.

Читайте другие рассказы про маленькие самолёты и их разную судьбу:
Ил-103 - маленький, да не удаленький
Як-18 - частичка роскоши
Су-38 - сельскохозяйственный истребитель
М-15 - единственный в мире малыш Бельфегор
Никуда не полетевший "Рысачок"
М-101 Гжель - самолёт экспериментального КБ
Let L-200 Morava - такси для Аэрофлота
Су-26 - когда отечественное лучше
Ан-14 - вседорожная "Пчёлка"

История Иволги (именно так с польского переводится "Wilga") начиналась с идеи создать самолёт, предназначенный для спортивной, гражданской авиации, а основными задачами нового самолёта стали бы буксировка планеров и парашютная подготовка. Первоначальный опытный образец модели PZL-104 «Wilga»с двигателем Narkiewicz WN-6 мощностью 180 л.с., совершил первый полет 24 апреля 1962 года. Это был свободнонесущий высокоплан с неубирающимся шасси с хвостовым колесом и закрытой кабиной. После него последовали опытные самолеты «Wilga 2P» и «Wilga СР» с двигателями Narkiewicz WN-6RB2 мощностью 185 л.с. и Continental O-470-13A или О-470-L мощностью 225 л.с. Последующая программа лётных испытаний выяснила ряд недостатков, наиболее серьезными из которых были чрезмерный вес планера и ограничение обзора назад, не позволявшее экипажу легко увидеть буксируемый планер.

Фюзеляж самолёта был переработан - он стал крепче и уже. Так же изменилась конструкция дверей - они стали открываться вверх для облегчения наблюдения с воздуха или прыжков с парашютом.

В 1968 году началось производство самолета «Wilga 35», оснащенного двигателем Ивченко АИ-14Р мощностью 260 л.с. и совершившего свой первый полет 28 июля 1967 года, и самолета «Wilga 32» с двигателем Continental О-470-К мощностью 230 л.с., (первый полет 12 сентября 1967 года). Последний вариант «Lipnur Gelatik 32» («Рисовая птица») выпускался по лицензии в Индонезии с двигателем Continental О-470-R такой же мощности. Самолёты для СССР комплектовались сцепным устройством для буксировки планёров. Благодаря продублированному управлению, Вильгу можно было использовать в качестве самолёта первоначального обучения и тренировок пилотов. Поставки самолёта в СССР начались в 1973 году. Им оснащались аэроклубы ДОСААФ (позже РОСТО). Он применялся в соревнованиях по воздушному ориентированию, и в чемпионате мира 1983 года польские спортсмены, выступавшие на самолётах "Вильга-35А", завоевали первое место.

В 1979 году был запущен в производство вариант Wilga 80, который представлял собой усовершенствованную модель, специально сертифицированную для работы на американском рынке. В конце 1990-х годов в Калифорнии продвигалась специальная модификация Вильги для правоохранительных органов. Она была снабжена встроенной камерой с гироскопом и инфракрасной системой, закрепленной на внешней стороне центральной линии фюзеляжа.

-3

В ноябре 2006 года производство Wilga было прекращено, за это время было произведено более 1000 единиц в разных модификациях. Самолёт оказался и правда довольно хорошим и популярным, так что в наше время его можно встретить как в Польше и России, так и в странах, в которых он продавался - в США или Канаде, например. Из Вильги делают настоящие "Bush Plane" - самолёты с максимально короткой дистанцией взлёта-посадки, её используют в качестве буксировщика планеров. Конечно, самолёт уже старый, но, как говорится - еще походит!

Большое спасибо за прочтение! Пишите в комментарии, приходилось ли вам встречаться с Вильгой? Если статья понравилась, можно тыкнуть лайк) Вам - несложно, мне - приятно ツ