Я нежно люблю серию книг, составленную офицерами Генерального штаба в период 1848-1858 гг. Каждая книга описывает климат, географические особенности, историю заселения и быт жителей той губернии, о которой идет речь. Предлагаю вашему вниманию текст описания одного из народов, населявших Оренбургскую губернию. Текст приведен дословно, фотографии взяты из трудов этнографа Михаила Антоновича Круковского (1856-1936 гг.)
Башкиры живут во всех уездах Оренбургской губернии, в Уральском казачьем войске, в южных частях Пермской и Восточных Вятской губерний.
Время поселения в Оренбургском крае Башкир, которых должно признать коренными жителями, определить невозможно, ровно как нельзя сказать ничего верного и о их происхождении. Между самим народом существуют два предания: по одному они происходят себя от Бурят (Монгольского племени), по другому от Нагайских Татар; соседние же Азиатцы считают их потомками Финнов и называют Иштякъ. По лицеочертанию и нравам Башкиры занимают середину между Татарскими и Финскими племенами: наружность у мужчин довольно приятная, рост их средний, лица кругловатые, глаза карие или серые, нос и рот посредственные, уши большие и бороды малые; женщины же вообще не красивы, черты лица их неприятны, цвет кожи медянистый.
Все башкиры исповедуют Магометанскую веру, довольно набожны, но понятия их о догмах своей религии сбивчивы и бедны, что должно приписать недостатку подлежащего попечения о воспитании детей.
В настоящее время Башкирский народ утратил свой воинский дух, который развился и поддерживался прежде в беспрерывных враждах с соседями и в особенности с непримиримыми врагами их Киргизами; однако сметливость и проворство, качества необходимые для военной службы, остались у них поныне. Характером они легковерны, мстительны, склонны к хитрости, обману, ябедам и праздности, но в отношении к начальству кажутся кроткими и все приказания его исполняют беспрекословно; если иногда и требуют побуждений, то больше по врожденной им лени и беспечности, нежели по строптивости и своеволию.
Образ жизни Башкиров различный; одни из них оседлы и занимаются довольно успешно хлебопашеством, составляющим единственный почти их промысел и средства к пропитанию. Остальные только осень и зиму проводят в бедных и нечистых своих избах: с 15 же мая по 15-е сентября, переходя по кочевкам с места на место, на расстоянии от 5-ти до 35-ти верст от деревень своих, занимаются скотоводством, пчеловодством и требуют сильных понуждений к занятию хлебопашеством; впрочем в последнее время и они начали понимать пользу этой промышленности и мало помалу к ней обращаются. Быт кочевых Башкир не может себе представить вполне тот, кто не провел несколько времени между ними: не имея влечения, ни охоты к трудам, не засевая хлеба столько, сколько позволяют ему обширные и богатые поля, Башкирец со своей семьей довольствуется самою скудною пищей, которая вовсе была бы недостаточная для прокормления семьи Русского крестьянина, питаясь часто одним крутом (сыр дурно приготовленный). Тесные хижины, едва согреваемые чувалом (род камина из прутьев, вымазанных глиной), неопрятность, грязное белье, едва покрывающее наготу, одним словом отсутствие всякого малейшего довольства, которое встречается обыкновенно в избе оседлых поселян, вот что представляется глазам наблюдателя у кочевых Башкир.
Но такая жалкая жизнь, по нашим понятиям, нисколько не тяготит этого грубого, не привыкшего к лучшей доле народа: только бы не чувствовал он голоду, холоду и физической боли, только был бы здоров его скот, впрочем независимо от его попечения, и он доволен и счастлив. Разумеется есть исключения в таком быту, но они редки. Таким образом зиму и часть весны проводят Башкиры в своих деревнях, занимаются незначительными домашними работами (преимущественно жены, которые вообще трудолюбивее мужчин, башкиры редко имеют более двух жен), возят руду на заводы, нанимаются под извоз, как пример: соли из Илецкой защиты, хлеба, вина в Верхне-Уральский и Троицкий уезды и прочее. С наступлением же теплого весеннего времени, со всею домашностью, со всем своим скотом, выходят на роскошные свои поля и все это время Башкир вполне предается неге и вознаграждает себя за все неприятности и лишения зимнего времени: пьет свой целебный кумыс, ездит на скачки, в гости, приглашает к себе гостей, и здесь необходимо заметить, что Башкиры вообще гостеприимны, но зато любят и сами погостить у других.