Достаточно частый миф гласит, что управленец должен детально разбираться в каждом процессе происходящем в компании. Должен быть глубоким специалистом в технике, экономике и финансах, работе с людьми и так далее. И при этом еще и понимать стратегическое управление и заодно уметь отлично ладить с государственными инстанциями.
Чтобы управлять каким-либо объектом, его нужно понимать. Точнее, нужно понимать его основные свойства. Причем, совсем не обязательно знать всё до мелочей. Для управления вполне достаточно общего понимания.
Так водитель может не знать устройства автомобиля и тем более его отдельных агрегатов. Но должен хорошо понимать как именно машина реагирует на поворот руля и нажатие на педали. Должен хорошо знать на какой скорости можно осуществлять маневры. Должен знать, как залить бензин и когда ехать менять колодки. Объяснение банальное. Однако простое и верное.
Как-то мне даже в качестве контраргумента на сравнение управленца с водителем сказали, наверное, в шутку, что просто водительский стаж у многих маленький, а потому они еще не успели разобраться во всех устройствах. Хотя, я всё-таки считаю, что тот, кто ездит на хорошей машине, а не старой развалюхе, имеет шанс за пару десятилетий так и не узнать, что такое редуктор, например. Но если не нравится сравнение управления компанией с вождением автомобиля, то я вам могу привести еще одно сравнение.
И тут-то уже точно вряд ли кто-то сможет парировать недостаточным стажем. А именно, сравнение с нашим собственным телом. В нем-то мы живем с рождения. Стажа хватает. Однако и про него мы знаем только элементарные правила обслуживания. И для вполне счастливой жизни нам совсем не требуется становиться сосудистыми хирургами, например. Мы просто пользуемся своим телом, зачастую пренебрегая даже всем известными правилами эксплуатации. А в случае проблем, привлекаем профильных специалистов.
Так что для того, чтобы управлять, не нужно глубоко знать устройство системы. Ей можно просто пользоваться для достижения своих целей. Но обязательно нужно понимать, как и на какой рычаг потянуть и на какую педаль нажать, чтобы создать нужную динамику.
Поэтому для управления человеком, нужно хорошо научиться правильно ставить задачи и изучить его мотивацию (кстати, это абсолютно соответствует рулению и нажатию на газ или тормоз), для управления рабочей группой – структуру построения процесса взаимодействия и регулирование конфликтов, для управления какой-либо функциональной областью нужно знать ее законы и принципы. Ну, а чтобы управлять всей системой, придется освоить все эти области. Какие-то в большей, а какие-то в меньшей степени. И в дополнение изучить системное управление. То есть, основное устройство управленческой системы и способы воздействия на нее.
Совсем другое дело – построить систему. Тут уже нужно сравнение с профессиональным инженером. Даже скорее, с главным конструктором. Он должен знать и то, какими свойствами обладает каждый агрегат, который он собирается включить в готовое изделие, и то какие вопросы задать узким специалистам, и видеть будущую систему целиком. И когда речь заходит об организациях, то профессионализм конструктора должен возрастать пропорционально масштабу системы.
А в видео немного о том, почему нельзя работать за подчиненных и как этого добиться: