https://www.instagram.com/olgayurasova/
«Мой ребенок всего боится. Детей, животных, насекомых. Как быть?»
«Сын отказывается засыпать в своей комнате. Боится темноты и монстров за занавеской. Приходит к нам в спальню на ночь. Что нам делать?»
«Дочь не отпускает меня на улицу. Боится, что со мной что-то случится. Уговоры еще больше ее расстраивают. И страхи усиливаются»
Страхи – неотъемлемая часть эмоционального мира ребенка, а также и взрослого – варьируются в разном диапазоне интенсивности переживания, от опасения до ужаса.
Страх – эмоциональный ответ человека на всякого рода угрозы физическому и эмоциональному состоянию.
Ребенок, в силу своей большей беспомощности и отсутствия опыта и знаний, имеет много страхов. Малыш не знает, как обойтись в той или иной ситуации, и она его пугает.
Причины появления страха у ребенка бывают разные.
• Самая частая причина - это неприятные, травмирующими ребенка реальные случаи в его жизни.
Например, трехлетний мальчик потянулся рукой в тарелку с едой собаки, и та его укусила. Пусть даже не сильно. Но это произошло неожиданно. Мальчику испугался и испытал боль. И теперь при виде собаки, ребенок плачет и прячется за взрослого.
• Другая причина – внушенные страхи. Страхи, которые имеют сами родители. Они часто говорят малышу о своих страхах, тревожатся в каких-то ситуациях или по определенному поводу. Ребенок начинает опасаться того же самого, воспринимая заранее ситуацию как опасную.
Мама пятилетнего мальчика жалуется, что сын не катается с горки. Боится, что упадет. Выясняется, что мама сама боится высоты. Когда малыш делал первые попытки забраться на стул или залезть на горку, мама сильно тревожилась. Говорила: «Осторожно! Ты можешь упасть! Лучше не залезай! Спускайся!».
Страхи усиливаются при других следующих факторах: беспокойность и тревожность родителей, внутрисемейные конфликты, взаимоотношения со сверстниками, детские фантазии после прочитанной книги или увиденного фильма.
Реакции взрослого на страх ребенка, которые не помогают ребенку прожить страх и обрести ресурс:
• Обесценивание детского переживания.
Пример. Пятилетняя девочка с расширенными от страха глазами забегает в спальню к родителям. Начинает говорить и плакать: «Там, в моей спальне, шевелится занавеска. Я боюсь, что там прячется монстр». Родители: «Ты всё придумываешь. Никого там нет. Подумаешь, занавеска шевелится. Иди спать. И не приходи из-за такой ерунды»
• Насмешки над страхами ребенка.
Например, часто можно услышать, как взрослые говорят детям - «Ну ты и трусишка!», «Ты что – маленький? Такой ерунды боишься…» , «Какой же ты мальчик, если боишься!» и т.п
• Игнорирование сильных переживаний.
Пример. Четырехлетняя девочка подходит к маме на прогулке и говорит «Мама, я хочу поиграть с теми девочками, но боюсь подойти к ним. Пойдем со мной. Боюсь, что они меня прогонят, и не будут играть со мной». Мама отрывается от чтения книги, безучастно говорит дочке: «Не говори чепухи! Иди, подойти к девочкам, и играй с ними. И не выдумывай». И продолжает читать книгу.
• Раздражение на проявление страхов ребенком. Взрослому кажутся опасения и страхи ребенка несерьезными, не стоящими переживаний. «Как мне надоели твои фантазии!», «Прекрати рассказывать «сказки»!», «Опять началось!!!» и т.п
• Взрослые любят давать советы, разъяснять и объяснять все детям.
Родители пытаются объяснить ребенку: «Понимаешь, в комнате никого нет, даже если там темно. Поэтому, не надо бояться. А Баба Яга бывает только в сказках. И спать с включенной лампой неудобно, свет будет мешать заснуть. Ты же уже большой, должен понимать….». и т.д.
Что происходит с ребенком после такого «букета» отношения взрослого к сильным мучительным переживаниям? Страх исчезает? Нет. Часто малыш просто перестает открыто делиться с взрослым своими тревогами и страхами. У него складывается постепенно убеждение, что бояться чего-либо – это плохо, стыдно, не правильно. И получается двойственная ситуация в душе ребенка: с одной стороны – есть реальный страх - «Я боюсь», а с другой стороны - убеждение «Бояться нельзя, это плохо, стыдно».
Какие действия взрослого помогают ребенку пережить пугающие явления и способствуют снижению тревожности, страха.
• Внимательное и уважительное отношение к переживанию страха ребенка. Для него это сильное неприятное переживание, и он реально страдает. Ребенок ждет искреннего участия взрослого.
«Я вижу, что ты очень боишься темноты. Тебя пугают фантазии, что под кроватью живет приведение. Что тебе это очень неприятно. Ты даже прибежал поделиться со мной»
• Сочувствие. Все взрослые имеют или имели в детстве опыт своего собственного страха, знают о дискомфорте этого состояния.
Поэтому, сказать ребенку - «Я тебя понимаю. Я знаю, что такое бояться. Страх - это очень неприятно»
• Поддержать разговор о пугающих ребенка явлениях или ситуациях. Дать возможность малышу выговориться о своем страхе. И тогда взрослый узнает: Что пугает малыша? Как он боится?
«Расскажи, что случилось»
«Объясни мне, а я то я пока ничего не понимаю»
«Что тебя так сильно напугало. Я тебя внимательно слушаю»
• Ребенку бывает очень важно и целебно услышать рассказ взрослого о его похожих страхах из своего детства. Тогда ребенок понимает, что он не один такой пугливый, что страхи бывают у всех людей. Эта мысль «греет» и успокаивает.
• Поискать вместе с ребенком разные способы, которые помогли бы ему меньше бояться.
Спросите ребенка: «Что мы можем сделать, чтобы ты чувствовал себя смелее?» Важно: не навязывать свои способы, а спрашивать у ребенка «Как тебе помочь? Что тебе поможет меньше бояться?» Иногда, это может быть просто фонарик под подушкой!
• Побыть вместе с ребенком в проживании страха. (Помним и про телесный контакт)
«Я здесь!», «Я рядом с тобой!», «Мы побудем вместе!»
• НЕ давать советов (если ребенок не просит), рекомендаций, НЕ читать нотаций, Не уговаривать перестать бояться!
И, конечно, нужно помнить, что главный враг страхов детей – терпение, уважение, внимание, теплота и забота взрослого к детским переживаниям. Именно такое отношение позволяет малышу стать уверенным в себе, эмоционально устойчивым, счастливым.
Детский и семейный психолог, психотерапевт. 20 лет практики https://www.instagram.com/olgayurasova/