Предыдущие части: 1, 2, 3.
Читать книгу «Без присмотра» из цикла «Белослав Отмельной».
В прошлых частях я уже излил душу вперемешку с накопившейся желчью на тему того, насколько неестественно — на мой взгляд — преподавалась литература в моём детстве и, очень возможно, преподаётся так до сих пор. Смесь из страдания, чувства болезненного долга, нравоучений и постоянного ощущения несправедливости — вот как воспринималась у меня хрестоматийная литература. Доходило до того, что я искренне не понимал тех из своих соучеников, кто хвалил какое-либо классическое произведение.
Но что же я, окончательно расплевался с литературой? Нет, как бы там ни было, полного отвращения у меня не возникло. Пытался я собираться с силами, вчитывался, брался даже за произведения вне основной программы.
И что касается программы, то тут вспоминается ещё один камень преткновения. Он технический и, пожалуй, учителя страдали от него не меньше, чем ученики. Возможно, есть школы, которым удавалось его обойти. Но на моей памяти было так: в большинстве случаев и по большинству предметов нашим учителям не удавалось равномерно преподнести весь учебный материал за положенные на нашу долю четыре четверти.
Естественно, литературы это тоже касалось. Каждый раз в сентябре полные сил учителя хотели погрузить нас в новые знания с головой, «с чувством, с толком, с расстановкой» поведать обо всех тонкостях, не упустить ни одной мелочи. Первые месяцы так и было, пока в глаза им не начинали бить вечно непредвиденные препятствия, вроде опоздавших, заболевших, отпросившихся, балующихся и тех, кто устраивает «чат-переписку» на несколько парт, тайком передавая из рук в руки общую тетрадку (это ещё в дикие досмартфонные времена было).
С каждым месяцем всё меньше становился запас времени, а материал не уменьшался и к началу весны учителя уже судорожно утрамбовывали в один урок материал, рассчитанный на неделю, отчего каша из знаний в голове среднего ученика густела и начинала скисать. К экзаменам удавалось ещё худо-бедно подготовиться. Но, что называется, «в жизнь» ученик шёл уже без всякого понимания и интереса к классике. Мол, отстрелялся, и на том спасибо.
И ситуация эта повторялась год от года, вырваться из неё у школы не получалось. Сейчас, когда столько лет прошло, критиковать, конечно, легко. Но обидно же, если всё это повторяется до сих пор. Правда, есть уже возможности ситуацию исправить. Мысли об этом изложу в продолжении…