Если друг оказался вдруг
И не друг, и не враг, а — так;
Если сразу не разберёшь,
Плох он или хорош, —
Парня в горы тяни — рискни!
Не бросай одного его:
Пусть он в связке в одной с тобой —
Там поймёшь, кто такой.
В походе, в любимом байдарочном, волшебным образом всё сложится так, что и лучшие ваши черты и дурацкие обязательно проявятся. Это сделают стихии – вода, огонь, воздух, земля и пространство. И – необходимость самоорганизации и самодисциплины. Тут работает принцип коллективности: ваша свобода кончается там, где начинается свобода другого.
В походе всегда есть голова. И хорошо, когда их не две и не три. Надо же слушаться, хоть иногда.
Природа и местность обязательно внесут свои коррективы в ваши планы и в ваши мечтания. Если во время дождя, грязи, неудач команда грызётся и ругается – это не команда. Если в тех же условиях поёт – это хорошая команда. С ней можно ходить в другие походы.
Жёсткий экстрим – для любителей. Но и в мягкой семейной компании тоже бывают свои проверки на прочность. Как это отражается на нашей тонкой системе, на нашем самочувствии?
Ещё празднуя Новый Год вместе, две семьи, живущие в разных городах, наметили общий поход. Жили они не только в разных городах, но и на разных реках. Та, что посеверней, жила в междуречье Оки и Волги. Историческое место: Владимир Мономах, Юрий Долгорукий, Андрей Боголюбский, Андрей Рублёв... Северо-восточная Русь, белокаменные резные храмы. Период, когда уживались вера в Мокошь (Макошь) и в Христа.
Богиня Макошь всегда спокойна. Она ведает прошлое и будущее людей и Богов. К Макоши обращаются за советом славянские Боги и всегда прислушиваются к её словам. Человеку смелому, доброму, не желающему опускать руки в беде, Макошь может вернуть добрую долю. Мало какое дело обходится без участия Макоши: может она новую судьбу человеку дать, коли доля его потеряна, вернуть на путь Прави человека или даже Бога. Макошь вмешивается в судьбу только тогда, когда это вмешательство не повредит общему полотну судеб всего мира.
Один из атрибутов Макоши – полосатая кошка.
В хоромах Макоши живут вместе с ней две сестры Доля и Недоля. Иногда их называют дочерьми Макоши. Макошь-матерь прядет ниточки судьбы для людей и Богов, а Доля и Недоля нити в клубки сматывают. Чей клубок возьмёт Доля, тому судьба добрая, коли Недоля ниточку в клубок смотает, судьба худая у человека.
Тут мы с википедией не можем согласиться: откуда пришла Мокошь к славянам. Мокошь даёт мокшу – освобождение от земных перерождений и судеб. В Индии дающую мокшу называют Ади Шакти. Первозданная Богиня-Мать. Точнее, один из Её аспектов – Махалакшми. Так что Мокошь – дающая мокшу – та же самая Богиня. Ещё Она – та, что воплощалась как Мать Христа Мария. Она ещё и Богиня плодородия. Она – Природа. Она и семье покровительствует. И вообще у Неё – тысячи имён. Потому что Она содержит в себе тысячи энергий, тысячи шакти. И Она изображена в резьбе белокаменных храмов Северо-восточной Руси.
Та семья, что поюжнее – на Дону. Там несколько иная жизнь и культура. Донские казаки, а раньше – сарматы.
«Если перейти реку Танаис (совр. Дон), то там уже не скифская земля, но область савроматов», – писал Геродот.
Позже на Дон бежали от подавляющей машины государства наиболее свободолюбивые люди, первые эмигранты из России. Казаки.
Представители этих культур, донской и клязьминской (Клязьма течёт между Волгой и Окой) и намечтали...
В период благодатного лета, когда будет тепло, и ласковое солнце светлыми бликами будет сопровождать плеск вёсел и песни у костра. Как хорошо помечтать о таком в зимний вечер! Тем и жили в ожидании лета.
И вот те раз! В июне выясняется, что глава южного донского семейства решил пойти в горы с «мужской» нагрузкой. А жена и дети – две девочки – по-прежнему видят в своих мечтах байдарки и вёсла. И солнечные блики на реке. Другая семья, северная, узнав об этом его решении повздыхав смиренно, начинает менять свои планы.
Смирение – великая сила. И когда северная семья, за вечерним чаем перебирала новые варианты похода в связи с вновь открывшимися обстоятельствами, а глава этой семьи, мирно валяясь на кухонном диване, всё никак не мог отказаться от варианта первоначального, новогоднего, вдруг ожил телефон его жены, которая являлась главным инициатором похода, поскольку любила природу самозабвенно, и глава семьи донской сообщил, что в поход идёт всё же с ними, а не с «настоящими» мужиками. Хотя, конечно, этот поход детский.
Инициативная мама северной семьи (имевшая горячее южное сердце, кстати) составила недельное меню на два семейства сообразно детским и взрослым предпочтениям и начала привозить на велосипеде различную снедь из магазинов и складывать её на чердаке.
Тут вводные опять поменялись. Её муж захандрил и сказал, что в поход не пойдёт. ...А может, и пойдёт, если выздоровеет. Колени, видите ли, у него разболелись.
Применяя все прогрессивные методы лечения, включая трёхдневную голодовку, главу этого семейства удалось также сохранить для намечтанного в Новый Год похода.
И вот южная семья села в автомобиль и отправилась в июле на север. Заодно и от жары отдохнуть.
Семья северная приготовила к тому времени продукты для всех, а для себя – палатку и спальники. Она же приготовила инструктора по байдарочным походам из Нижнего Новгорода, Диму, а Дима пригласил в этот поход ещё одну семью с тремя детьми из своего города и одну девушку из Витебска.
Поход таким образом превращался в мини фестиваль. Это в планы двух семей, выстраивавшиеся в новогоднюю ночь, не входило. Но – смирились. Увидели в этом новый интересный поворот .
Ибо смирение – великая энергия, для духовного роста совершенно необходимая. А семьи – южная и северная – в духовном росте были заинтересованы весьма. Особенно их старшее поколение. Дети их – сплошь девчонки – этим ростом не особо заморачивались. Медитировали и чистили чакры, поскольку старшие полагали это необходимым, как чистку зубов, но и ту чистку и другую частенько делали спустя рукава: в этой жизни ведь множество вещей более интересных. Взять хотя бы гаджет. (Га́джет (англ. gadget — штука , приспособление, устройство, безделушка, ) — небольшое устройство, предназначенное для облегчения и усовершенствования жизни человека.)
Вот такая безделушка и явилась для главы семьи северной прямо бедствием каким-то. Этот северный глава уже не первый год наблюдал, как его дочь Анна общению с ним и даже с мамой давно предпочла смартфон. И даже (о, Боже, за что же!) стала проявлять агрессию, когда родители пытались смартфон у неё изъять. Ну, в самом деле, кому из родителей приятно наблюдать, как ребёнок целыми днями торчит в гаджете, заменившем ему человеческое общение. Один смартфон этот Северный однажды разбил о камень. После того, как несколько раз обратился к дочери, а та, отвечая «сейчас», продолжала нагло пялиться в свою безделушку, явно предпочитая её не только делу, но и родителю. Возмутился этой неправильной расстановкой приоритетов Глава и, не видя иных решений – да и на сердце уже накипело, – забрал смартфон из 12-летней ручки и с наслаждением – об камень.
Почему с наслаждением? Да потому что видел уже, как ребёнок подобно наркоману зависит от смартфона. И не помогают ни увещевания, ни просьбы. И уже ничто не интересно: ни купаться в местном озере (купаться в котором она любила раньше), ни любимые раньше книги, ни любимые (опять же раньше) мамины рассказы и сказки которые она сочиняла на ходу, ни велосипедные прогулки в лес за ягодами... Только валяние на диване с гаджетом.
Представляете теперь самую большую проблему Северного Главы? Если представили – знайте, что не давала она ему покоя. Ведь он же видел, что милая, даже очень милая, девочка превратилась в придаток электронной машинки, этакого зомби, и отбилась и от рук, и от семейной любви, которой, благодаря Северной маме, в этой семье было как воздуха в доме. Которая культивировалась и в словах, и взглядах и в улыбках друг другу. И в делах, конечно.
От которых, казалось,совершенно отбилась милая девочка Анна.
Но Анна унаследовала от мамы дружелюбие. И это дружелюбие перенесла на девочку Нику из южной семьи.
И только участие Ники в байдарочном походе сподвигло Анну на подвиги дикой жизни..
Кроме Ники в составе южной семьи прибывала девочка Катя, её младшая сестрёнка, и, конечно, папа с мамой. А в составе северной кроме родителей и Анны в поход напросилась её племянница девочка Ариша 6-ти лет. И это не нравилось Северному, потому что он предполагал (и не без основания), что его жена как любящая бабушка будет чрезмерно занята не только общепоходными проблемами, которых она взяла на себя и так уже больше любого участника, но и своевольной и своенравной Аришей.
И со всем тем в один поистине прекрасный день друзья с Дона, наслаждаясь прохладой, переступили деревянный порог северного дома.
Поход – это всегда переход хода. Попадание в иную действительность. Находясь на середине реки, ты становишься хозяином себе. Один берег – левый, другой – правый, а впереди вода сливается с небом. Твоё движение – в твоих силах, и гаджеты не имеют никакой власти ни над погодой, ни над необходимостью развести костёр, ни над ближайшей оскаленной зубатой корягой. От причины до следствия – один шаг, вернее, один гребок. Именно поэтому отделённые от природы, замученные городской неискренней цивилизационной подменой настоящей жизни, люди, желая обновления корней, позволяют себе маленькое приключение, именуемое «поход». За каждым поворотом – иной лик, иной портрет природы. Как хотите, так и воспринимайте, но за каждым пригорком, за каждой тёплой лягушачьей лагуной ухаживают терпеливые и мощные духи природы.
Восприятие зависит от культурного уровня и поэтому у всех разное. Для кого «солнце воздух и вода – наши лучшие друзья», а кому и боги стихий, древние и вечные. Поэтому песни и легенды у костра звучат совершенно иначе, чем на сцене. Активизируются, включаются древние инстинкты: охранять, защищать, быть довольным и благодарным за приют и добычу. Опять же, ноги босые, воздух чист и прозрачен, горизонт ограничивают только деревья. И не подпирают и не атакуют ядовито-стрессовые мысли пленников города.
В первый день бывает чистка и настройка. Иногда кажется, что всё, что вокруг – декорации. Может и голова поболеть. Пока дурные мысли выветрятся. Новоприбывшие недоверчиво прислушиваются из палатки к шорохам леса, журчанию воды и пению ночных птиц. Идёт процесс признания себя частью вселенной, частью природы. Если сонастройка произошла, то ты уже как хорошо настроенный инструмент годишься. Свой. И когда первые лучи солнца сквозь зелёные ветки проникают в палатку и в твоё сознание, охватывает огромная радость и давно забытое чувство, что всё это было всегда. Только тебя тут не было. На углях костра быстро сжигаются все застарелые обиды и навязчивые образы. просто готовишь еду, а Великое Само очищает тебя. Ласковые струи воды принимают твоё весло и твою силу стараний, отдают прохладу и радость движения, а ты думаешь, что... Нет, ничего не думаешь, радуешься.
Все люди в походе становятся непосредственной частью твоего счастья, необходимыми помощниками, незаменимыми собеседниками. И понятие слова «команда» открывает перед тобой свой глубинный смысл. В походе женщины обычно не пользуются декоративной косметикой, но выглядят прекрасно. Естественно. Утончённо. И любой, даже самый заурядный, мужчина, неся бревно из леса, нежданно-негаданно прибавляет себе симпатий. Наверное, работают архетипы. Дети, которых в городе ни дозовёшься, ни докричишься, стремятся проявить лучшие качества. (Из наблюдений над Аришкой.) И уж конечно, старая байка, рассказанная у костра, приобретает новый и удивительно глубинный смысловой оттенок.
Кроме дней с плаваньем случилась одна днёвка. Стоянка в течение дня. Вот тут-то и нужно было сделать общий спектакль. Которые вообще обожала делать мать северного семейства. И которые ставила с детьми на своей работе мать семейства донского.
Одичавшие дети с вдохновеньем и готовностью согласились играть спектакль, попробовать роль сценариста, режиссёра, актёра, суфлёра и вообще всё, что можно, лишь бы было интересно. Вот и возникли, соткались из воздуха образы древних легенд и песен.
На реке отражалось вечернее солнце, костёр, лес, хоровод... Река запомнила старания детей и родителей сделать этот вечер прекрасным.
Вслед за прекрасным вечером последовало утро. Что и не удивительно. Удивительно было то, что Северный папа не чувствовал боли в ногах! Медитировал на земле в походе – боль пропала. Значит очищалась Наби-чакра. Удивительно и приятно.
Походотерапия.
Особенно приятно то, что утро днёвки было солнечным и накануне была намечена баня. Баню он не просто любил. Однажды он просидел в деревянной баньке с парной 16 часов. Парился – медитировал – парился – медитировал... Так что перспектива попариться в походе его увлекла весьма. Тем более, что в походной бане он не парился ещё ни разу, а новое... Сами понимаете – влечёт. Даже если борода уж седа.
Баня представляла собой натянутую на колья плёнку. Внутри этого строения добрые люди поместили печку с камнями. Её следовало протопить, а потом плескать на камни воду. Эту технологию поведал отцам семейств, коих было трое, Дима, который семьи не имел и жил в байдарочных походах.
Баня располагалась на высоком берегу Луха. Рядом с ней был стол со скамьями и навесом над всем этим. А пятнадцать наших путешественников расположились метрах в ста от этого банного комплекса.
Попариться удалось, хотя и не без проблем. При топке печи камни так раскалились, что вспыхнула полиэтиленовая плёнка, обтягивающая каркас, и сам каркас из жердей вспыхнул тоже. Его потушили, обтянули баню своей новенькой плёнкой (северная мама подготовилась к походу очень хорошо) и попарились четверо мужиков, сделав по два захода, между которыми купались в Лухе.
Потом в сохранившую какое-то тепло баню пошли мамы мыть детей...
И всё бы было хорошо в этот солнечный день, если бы после обеда, когда банькой все попользовались и отдыхали уже на своей стоянке, к ней не приехали четверо молодых парней. Они не вторгались на стоянку трёх семей, но и за сто метров от неё ухитрились испортить их отдых тем, что врубили этот отвратительный бухающий музон. Глава семьи нижегородской попросил их потише. Сделали потише, а потом добавили за галстук (или что там на них было?) и врубили громче.
А что же наши йоги? Все 15 медитировать умели. И решили они сделать пуджу. Это такая специальная медитация, где демонстрируется признание Божества, его уважение и, что наиболее уместно в Его отношении, – поклонение Ему. При этом читаются имена Божества.
Дима, командор-инструктор, и Северный папа посовещались и выбрали по традиции Йоги объектом поклонения на этот раз Богиню Махакали.
У Махакали две главные ипостаси. Во-первых, Она – Богиня любви. Она очаровывает прекрасным обликом, манерами, голосом – всем. И в этом Она – истинная волшебница. Ну, а во-вторых, Она становится ужасной, когда убивает демонов. Правда, Она делает это не постоянно, а тогда, когда демоны слишком оборзеют.
Остальные йоги с выбором согласились и сделали пуджу хоть и с ограниченными возможностями (в лесу, всё-тики), но от всего сердца. Что и есть в пуджах главное. И Богиня помогла йогам. Сразу после пуджи уже порядком набравшиеся возле бани парни сели в свой автомобиль и уехали совсем. В очень пьяном виде! Что погнало их?
Дети получили наглядный опыт того, как Божества помогают в обыденной жизни. И опыт этот был не единственный. В последний день похода, когда плыли под дождём и промокли насквозь, когда вместе с Лухом впали в Клязьму и искали уже на ней место высадки на берег... Под проливным дождём, сидя в байдарках, как в лужах... Северный папа вдруг догадался прочитать гимн-прославление Шри Ганеше. И дождь перестал. Прямо с окончанием гимна.
Божества охотно подтверждают своё существование, когда к ним обращаются. А река – она как жизнь.
О реках сложен целый венок удивительных песен. В них мы находим очень чёткую слаженную картину реки жизни.
...Тот кто не струсил и вёсел не бросил
Тот землю свою найдет.
Андрей Макаревич
«Кто рули да вёсла бросит,
тех Нелегкая заносит -
так уж водится!»
Владимир Высоцкий
Но это фрагменты. Очень важные как руководство к прохождению дороги жизни. А вот – картина. И она поистине великолепна.
Плывут немые облака,
Светла дорога,
По ней прозрачна и легка
Скользит пирога.
Скользит пирога над землёй
В лучах рассвета,
И мальчик спит в пироге той
Похож на лето.
Он спит не ведая куда
Несет теченье.
И жизнь не радость, не беда,
А приключенье.
Рука не трогает весла
Несёт пирогу,
Вода прозрачна и светла
И слава Богу.
Сойдётся тихая река
С рекой познаний.
И образуется река
Воспоминаний.
И покачнётся тяжело
Его пирога,
И он возьмётся за весло,
И слава Богу.
Он поплывёт через моря
И океаны,
И он увидит как горят
Сердца и страны.
Ночей и будней штормовых
Случится много,
Но он останется в живых
И слава Богу.
Пирога по небу парит
В седую просинь,
В пироге той сидит старик –
Похож на осень.
Рука не трогает весла
Несёт пирогу,
Вода прозрачна и светла,
И слава Богу.
Анатолий Киреев
Более мудрой песни не могу припомнить. В очень точных и лаконичных формулировках поэта многие и не увидят божественного плана творения. Как в книге Шри Матаджи «Творение» об этом нашем мире, в котором мы с живём.
В походе тоже были авторы песен. И конечно песни всегда составляют душу похода.
В походе же было интересно наблюдать, как слушали их такие разные их попутчики.
Мама нижегородской семьи слушала очень внимательно, и ей было явно интересно. Папа этой семьи – программист и физик – слушал. Но с меньшим интересом. Командор-инструктор больше медитировал. Человек он был практический и индивидуальные особенности всяких там душ его интересовали гораздо меньше, чем Достоевского.
Исполнители песен, которые Божественность находили и в душах, и в природе, учли его вкусы и в вечер, когда шёл дождь, а все 15 человек ютились у костра под тентом и пели об этом.
Кстати, о тенте. Его предусмотрительно взяла в поход опытная Северная мама – бард, байдарочник, и вообще «Турист СССР». Даже два тента она взяла. И великая радость её мужа, папы Северного, была связана именно с этими тентами.
Потому что!
Его Анна!!
Под нехилым дождём!!!
Привязывала к стволам сосен эти тенты на высоте двух человеческих ростов, встав ему на плечи, чего не решились сделать мальчишки из нижегородской семьи, хоть и был один из них старше Анны!
Гордость за дочь, конечно, имеет тут место, И даже эго родительское место имеет. Но гораздо больше радость папы была обусловлена тем, что ребёнок на глазах становился нормальным!
И даже после похода, девочка осталась более нормальной, чем была до него. Более живой и милой. Хотя, конечно, гаджет свой не разлюбила.
Так что поход не только терапевтом оказался. Не только сдружил три семьи, которые обменялись адресами, телефонами и приглашениями. Не только учил детей культуре общения с природой. Не только проявил помощь божеств и участие их в жизни людей.
Но и оказался прекрасным воспитателем подрастающего поколения.
Дорогие, те чуткие, немногие читатели, моего любимого Яндекс Дзена!
Я поняла, что про прекрасное, возвышенное, чистое, вечное читают немногие. СПАСИБО ВАМ! Пишу, о том, что люблю, прожила, и есть о чем
подумать и писать ещё. Статьи, рассказывающие о чудесах и вдохновениях этой темы, связанные крепким морским узлом: " "Прекрасная дама, кто она для менестреля и йога?"," Легенда о Томасе Лермонте", "Грин и Верхман. Последняя просьба Ассоль",, "Девчонки с Сириуса", " Морская песня Аква марина", " Наша Баллада о доблестном рыцаре Айвенго", "Кузнецов Алексей", " Любовное письмо Питеру Джексону", "Зачем чистить чакры", "Моцарт и Фолль", "Лейтенант-ангел", " Что делали святые, когда приходила неотвратимая беда", " Что пишут дети о Ромео и Джульетте", " Вишуди-чакра"
Точку не ставлю.
Продолжение следует.
Благодарю Вас, что были моим добрым собеседником.
- Захотите душевных историй с песнями - заходите!
natalya-afanasyeva.org - А если что-то сделать - tmhanuman.