Найти тему
Первый ряд

Хаос и ненависть в сети: обзор на триллер «Зал самоубийц. Хейтер»

В феврале этого года предыдущая работа поляка Яна Комасы — «Тело Христово» — вошла в шорт-лист премии «Оскар» в категории «Лучший международный фильм». Тогда победили «Паразиты», но режиссёр Комаса смог очень громко заявить о себе.

Неудивительно, что международные права на его следующий фильм — «Зал самоубийц. Хейтер» — купила стриминговая платформа Netflix.

Томаша Гимзу (Мацей Масяловский) с позором выгоняют за плагиат с юридического факультета Варшавского университета. Его мать живёт в провинции, об отце ничего неизвестно. В столице у него нет никого ближе семейства Красуцких: Роберта (Яцек Коман), его жены Зофьи (Данута Стенка) и их дочери Габи (Ванесса Александер). Когда-то они на лето приезжали в родные края Томаша, а сейчас они финансово помогают ему. Вечером молодой человек приходит на ужин к своим благодетелям. Об отчислении он умалчивает, зато как бы случайно забывает на столе мобильник, с помощью которого подслушивает их разговор. За спиной о нём говорят малоприятные вещи.

Еще больше отзывов, рецензий и советов для просмотра лучших фильмов и сериалов живут в телеграмм-канале «Первый ряд».

-2

Главный герой прекрасно разбирается в информационных технологиях и соцсетях, но почему-то свои знания он не собирается использовать во благо. Вместо этого он устраивается на работу в PR-компанию, занимающуюся созданием фейковых новостей и гнусных мемов, распространяющую лживые данные о неугодных им людях и провоцирующую народную ненависть. Томаш быстро продвигается по карьерной лестнице, завоёвывая доверие своей начальницы Беаты Санторской (Агата Кулеша). Новый сотрудник должен не дать победить на выборах мэра Павлу Рудницкому (Мацей Штур). Либерального кандидата поддерживают Красуцкие. Так рабочие и личные дела юноши закручиваются в тугой узел.

Да, нам показали быт и внутренний мир бойца невидимого фронта, через интернет сеющего хаос и ненависть. Но что дальше? Как с этим бороться? Ответов у поляка нет. Он останавливается на вопросе, не стремясь приблизиться к решению. С точки зрения сценария картина выполнена в жанре триллера с легко угадываемым финалом, что не идёт ей в актив.

Грань между виртуальным миром и реальной жизнью слишком тонка. Пан Гимза не чувствует, что ступает на очень тонкий лёд. «Зал самоубийц. Хейтер» старается шокировать зрителя сценами насилия как на экране компьютера, так и в пространстве мира героев фильма. Однако пробить стену безразличия не так-то просто — слишком много всякого мы уже успели повидать.