Для успешной SEO-оптимизации нужно правильно настроить CMS-движок. В WordPress для этого есть встроенные возможности и плагины, которые упрощают оптимизацию сайта и контроль важных параметров.
Как продвигать на WP
Мы выделили 8 основных пунктов.
1. Выбор темы
Исходные темы CMS не слишком продуманы в плане SEO и возможностей для разработчика, но в сети есть огромное количество платных и бесплатных тем для Вордпресс. При выборе обратите внимание на:
- Дружественность к SEO. Обычно это указано в описании. Нелишним будет проверить чистоту кода, отсутствие исходящих ссылок на внешние ресурсы, поддержку JavaScript-библиотек, микроразметки Schema.org, корректность отображения заголовков, адресов и так далее.
- Присутствие темы в официальном каталоге WordPress (для бесплатных шаблонов) – туда попадают только те варианты, которые прошли тестирование на совместимость работы с системой, кросс-браузерность, безопасность, имеют лицензию о передаче прав на код в общественную собственность GPL.
- Поддержку нескольких типовых форм записей, страниц, виджетов, разных шрифтов, палитры. В любой момент может понадобиться изменить макет страницы. Тема должна быть гибкой, допускать редактирование каждого элемента.
- Разумный набор функций. Перенасыщенность функционалом может снизить скорость загрузки страниц, при этом фактически использоваться будут 10-15 функций из возможных 50.
- Наличие адаптивной версии и скорость загрузки на мобильных устройствах. Протестировать шаблон можно инструментами Google: PageSpeed Insights и «Проверка оптимизации для мобильных».
- Валидность кода HTML. Во всех браузерах код должен распознаваться и корректно отображаться.
- Возможность задания заголовка H1, отличного от названия страницы. Это полезная опция при формировании хлебных крошек, настройки автоматических шаблонов title. Например, если заголовок H1 длинный, дублирует заголовок родительской страницы или отличается от пункта меню:
Если стоит вопрос переезда с одной темы WP на другую, то обязательно сравните набор полей. В новом шаблоне должны присутствовать поля, которые использовались в старом. Иначе данные не перенесутся. Либо можно использовать плагины. Например, all in one seo pack, yoast seo, с которыми все данные перенесутся из одного шаблона в другой.
2. Установка плагинов
Их очень много. Есть программы, выполняющие какую-то одну функцию или объединяющие в себе блок из нескольких функций. Здесь главное – не переусердствовать. Ставить какие-то плагины по принципу «а вдруг пригодится» не стоит. Снижается скорость работы, повышается вероятность ошибок. Например, настройка 301 редиректов. Это можно сделать в блоке «Настройка» и в плагине Yoast SEO:
Если задавать настройки через разные инструменты, часть страниц будет работать некорректно. Чем больше плагинов с дублирующимися возможностями, тем выше риск появления программных конфликтов.
3. Настройка сайта
Базовые настройки выполняются через понятный интерфейс:
- Название сайта. В этом поле указывается название компании или бренда. Введенное значение можно использовать при задании правил генерации title.
- Краткое описание. Короткое описание сайта. В него можно включать ключевые фразы.
- Адрес WordPress (URL) и адрес сайта (URL). В этих полях указывается основное зеркало сайта. С учетом того, что поисковые системы постепенно уходят от адресации с www, то предпочтительнее для основного зеркала задавать адреса формата https://site.доменная зона/. Проверьте, что указанный адрес совпадает с главным зеркалом в панели Яндекс Вебмастера. Также необходимо проверить действительность SSL-сертификата.
4. Настройка адресации
По умолчанию WordPress формирует простой адрес, присваивая каждому документу ID, под которым он хранится в базе данных. Впоследствии этот ID используется, например, на страницах категорий, разводящих и так далее. Но для SEO-продвижения такой адрес не подходит. Задать сценарий формирования человекопонятных URL (ЧПУ) можно в пункте настроек «Постоянные ссылки»:
Без реальной необходимости не нужно включать в ЧПУ лишние уровни. При выборе варианта «Название записи» адрес будет получаться путем транслитерации. При необходимости его можно изменить вручную для каждой страницы:
5. Указания для поисковых роботов
Правила составления и синтаксис едины для всех CMS. Есть плагины WordPress для генерации файлов robots.txt и sitemap.xml. Они хорошо справляются в случае, если сайт небольшой, а структура несложная. У крупных сайтов с разветвленной структурой могут возникнуть ошибки. Поэтому после формирования файлов нужна ручная проверка. Записи в robots.txt и sitemap.xml не должны конфликтовать между собой. Например, если в robots.txt страница закрыта от индексации, то в sitemap.xml ее быть не должно.
От индексации закрываются адреса, которые присваиваются загруженным изображениям. Также необходимо склеить дубли изображений, если система создает отдельные страницы для них в привязке к странице.
6. Оптимизация скорости загрузки
При оптимизации сайта под требования поисковых систем к скорости загрузки страниц в WordPress нужно проверить:
- Фрагменты лишнего кода. Движок встраивает в код страницы много лишних функций, которые не используются на сайте. Даже валидный, но ненужный для вашего сайта код, увеличивает время загрузки, снижается безопасность. Поэтому в шаблон рекомендуется очистить от неиспользуемых ссылок, мета-тегов, например: profile, wp-json, pingback, xmlrpc, feed, generator. Их можно закомментировать в шаблоне, тогда ненужные фрагменты не будут выводиться на страницах. Работа сайта не нарушится.
- Изображения. В системе можно задать ограничения к размерам загружаемых изображений.
В идеале размер не должен превышать 100 Кб. Для сжатия можно использовать WP-Optimize image settings:
7. Использование плагина для SEO
Самый популярный SEO плагин для WordPress – Yoast SEO. В нем собраны все важные для продвижения настройки.
Мета-теги. В плагине предусмотрено автоматическое и ручное задание title и description.
Есть возможность пакетной обработки мета-тегов.
Предварительный просмотр для Facebook. Можно задать отображения для соцсети, включая заголовок, описание, изображение.
Параметры индексации, хлебных крошек и канонической страницы. Страницу можно закрыть от индексации, дать указания поисковому роботу о ссылках, изменить название страницы при отображении в навигационной строке. Если на сайте присутствует несколько страниц с одинаковым контентом, можно указать, какая их них каноническая.
Внутренняя перелинковка. Плагин предлагает список страниц, пересекающихся по смыслу с редактируемой, для настройки внутренних ссылок.
Оценка релевантности и контента. Для страницы можно задать ключевое слово, система оценит содержимое страницы на оптимизацию под это слово. Эта функция не заменит аналитических инструментов, разработанных для работы с SEO-текстами на ключевых страницах. Но она упрощает работу с типовыми страницами. Также плагин оценивает читабельность текста.
8. Полезные инструменты для SEO
- Проверка ссылок. Показывает страницы с неработающими ссылками, коды ответов сервера, ссылку и анкор.
- Турбо и AMP-страницы. Инструмент для подготовки и редактирования быстрых версий страниц, позволяет задавать шаблоны и правила отображения.
- Интеграция с Google Search Console. Позволяет видеть данные о состоянии сайта в поисковике.
Список плагинов, прошедших проверку CMS, есть в разделе «Плагины»:
Немного о WordPress. Почему эту систему выбирают чаще
WordPress (WP) – самая распространенная система управления контентом в мире. На долю этой CMS приходится более 63% всех сайтов в мире и более 44% в России.
Система бесплатна, к ней написано множество шаблонов и плагинов, интерфейс понятен, функционал позволяет делать сайты разных типов.