Найти тему

Символы ар деко: «богини автомобильного века со стальными глазами»

Фото из архива Коллекции Рожер-Виолле, 1926, официальный сайт - www.roger-viollet.fr
Фото из архива Коллекции Рожер-Виолле, 1926, официальный сайт - www.roger-viollet.fr

"Богини автомобильного века со стальными глазами" - такая метафора возникла у газетчика "The New York Times", который метко, буквально, в нескольких словах, нарисовал образ современницы. И, если делать анализ визуальных образов в искусстве ар деко, тема "Женщина и автомобиль" - одна из приоритетных в творчестве фотографов, художников-графиков, живописцев, дизайнеров. Женщины завоевывали своё место в самых разных областях, в том числе и в автомобильном дизайне, как это случилось с Хелен Драйден, о которой я рассказала в одной из своих статей. Именно она определила стиль Studebaker, добившись нешуточного успеха в промышленном дизайне - области новой и экспериментальной.

Хелен Драйден и Studebaker, фотография 1937 года.Художественный музей Герберта Ф. Джонсона, Нью-Йорк. Официальный сайт - www.museum.cornell.edu
Хелен Драйден и Studebaker, фотография 1937 года.Художественный музей Герберта Ф. Джонсона, Нью-Йорк. Официальный сайт - www.museum.cornell.edu

Однако большинство прогрессивно настроенных женщин с удовольствием осваивали искусство быстрой езды. «Жизнь - это путешествие, упакуй только самое необходимое, потому что нужно оставить место для того, что ты соберешь по дороге», - так определила своё кредо Тамара де Лемпицка, "икона стиля ар деко" которая обожала путешествовать на своем авто.

Портрет Тамары де Лемпицка, фотограф - Дора Калмус, 1929. Аукционный дом Sotheby's,  официальный сайт - www.sothebys.com
Портрет Тамары де Лемпицка, фотограф - Дора Калмус, 1929. Аукционный дом Sotheby's, официальный сайт - www.sothebys.com

Автомобиль самой Лемпицки был притчей во языцех. Ярко-жёлтый, почти канареечный Citroen поражал не столько колористикой (что можно было списать на экстравагантный вкус художницы), сколько отношением к автомобилю её владелицы, которая старательно подбирала свой собственный костюм для любого автомобильного променада. Хотя, надо отдать должное, Париж в эти годы и не такое видывал, например, по эскизам Сони Делоне аэрографом покрывали автомобили модными орнаментами и контрастными симультанными композициями!

Фотография, сделанная на Международной выставке современной промышленности и декоративных искусств в Париже в 1925 году. На заднем плане - павильон Сони Делоне, на переднем плане - модели в костюме от СОни Делоне на фоне автомобиля Citroen B12, принадлежавшей Соне Делоне, с оригинальным колористическим "симультанным" решением. Архив Национального центра  искусства и культуры Жоржа Помпиду, официальный сайт -  www.centrepompidou.fr
Фотография, сделанная на Международной выставке современной промышленности и декоративных искусств в Париже в 1925 году. На заднем плане - павильон Сони Делоне, на переднем плане - модели в костюме от СОни Делоне на фоне автомобиля Citroen B12, принадлежавшей Соне Делоне, с оригинальным колористическим "симультанным" решением. Архив Национального центра искусства и культуры Жоржа Помпиду, официальный сайт - www.centrepompidou.fr

Очередная живописная работа - автопортрет, созданный в 1929 году, символичен. Тамара де Лемпицка уверенно держит руль спортивного Bugatti. Тема никого не удивила, разве что... Андре Кертеса!

Тамара де Лемпицка "Мой автопортрет", 1929, масло, холст, 35 x 27 см.
Тамара де Лемпицка "Мой автопортрет", 1929, масло, холст, 35 x 27 см.

Фотоэксперименты Андре Кертеса я считаю гениальными. Не случайно прогрессивный журнал VU (обязательно расскажу об оригинальной концепции журнала в следующей статье) частенько использовал его работы на обложке журнала. Фотозарисовка Кертеса "Молодая женщина за рулем автомобиля" украсила очередной выпуск. Лемпицка использовала ту же тему, что и Кертес, создав свой шедевр, вошедший в массовую культуру как один из символов стиля ар деко.

Назначение живописной картины Лемпицки изначально было коммерческим, работа была заказана для обложки немецкого журнала Die Dame, посвященного продвижению концепции современной женщины - "новой женщины эпохи". Любопытно, что в 2017 году немецкие издатели решили возродить журнал, и для первого номера выбрали обложку-репринт "Die Dame" от июля 1929 года с культовой работой Тамары де Лемпицки, с "женщиной в зелёном Bugatti".

Обложка журнала "Die Dame", 1927. Архив The Courtauld Institute of Art, Лондон, официальный сайт - www.courtauld.ac.uk
Обложка журнала "Die Dame", 1927. Архив The Courtauld Institute of Art, Лондон, официальный сайт - www.courtauld.ac.uk

Подписаться на мой тематический канал "Ар Деко легендарный", посвященный художественному стилю ар деко, - на этой странице!