"Богини автомобильного века со стальными глазами" - такая метафора возникла у газетчика "The New York Times", который метко, буквально, в нескольких словах, нарисовал образ современницы. И, если делать анализ визуальных образов в искусстве ар деко, тема "Женщина и автомобиль" - одна из приоритетных в творчестве фотографов, художников-графиков, живописцев, дизайнеров. Женщины завоевывали своё место в самых разных областях, в том числе и в автомобильном дизайне, как это случилось с Хелен Драйден, о которой я рассказала в одной из своих статей. Именно она определила стиль Studebaker, добившись нешуточного успеха в промышленном дизайне - области новой и экспериментальной.
Однако большинство прогрессивно настроенных женщин с удовольствием осваивали искусство быстрой езды. «Жизнь - это путешествие, упакуй только самое необходимое, потому что нужно оставить место для того, что ты соберешь по дороге», - так определила своё кредо Тамара де Лемпицка, "икона стиля ар деко" которая обожала путешествовать на своем авто.
Автомобиль самой Лемпицки был притчей во языцех. Ярко-жёлтый, почти канареечный Citroen поражал не столько колористикой (что можно было списать на экстравагантный вкус художницы), сколько отношением к автомобилю её владелицы, которая старательно подбирала свой собственный костюм для любого автомобильного променада. Хотя, надо отдать должное, Париж в эти годы и не такое видывал, например, по эскизам Сони Делоне аэрографом покрывали автомобили модными орнаментами и контрастными симультанными композициями!
Очередная живописная работа - автопортрет, созданный в 1929 году, символичен. Тамара де Лемпицка уверенно держит руль спортивного Bugatti. Тема никого не удивила, разве что... Андре Кертеса!
Фотоэксперименты Андре Кертеса я считаю гениальными. Не случайно прогрессивный журнал VU (обязательно расскажу об оригинальной концепции журнала в следующей статье) частенько использовал его работы на обложке журнала. Фотозарисовка Кертеса "Молодая женщина за рулем автомобиля" украсила очередной выпуск. Лемпицка использовала ту же тему, что и Кертес, создав свой шедевр, вошедший в массовую культуру как один из символов стиля ар деко.
Назначение живописной картины Лемпицки изначально было коммерческим, работа была заказана для обложки немецкого журнала Die Dame, посвященного продвижению концепции современной женщины - "новой женщины эпохи". Любопытно, что в 2017 году немецкие издатели решили возродить журнал, и для первого номера выбрали обложку-репринт "Die Dame" от июля 1929 года с культовой работой Тамары де Лемпицки, с "женщиной в зелёном Bugatti".
Подписаться на мой тематический канал "Ар Деко легендарный", посвященный художественному стилю ар деко, - на этой странице!