Как часто бывает такое, что наши оппоненты псевдосалафиты ссылаются на определённого имама прошлого, чтобы доказать, что нечто является запретным новшеством, а этот имам оказывается ашаритом или ханбалитом-муфаввидом, чью акыду они считают джахмитской.
Или, ссылаются на какого-либо имама прошлого, чтобы «доказать» истинность своей акыды или покритиковать ашаритов, а этот имам, оказывается разрешал тавассуль посредством усопших, дуа возле могил, табаррук, или разрешал «просить у мертвых». То есть речь идет о вопросах принципиальных для сегодняшних псевдосалафитов, за которые они называют сегодняшних мусульман джахмитами, могилопоклонниками и заблудшими нововведенцами.
В действительности в истории Ислама почти не найти имама, который бы во всём соответствовал критериям классического псевдосалафита, ненавидящего ашаритов, такфирящего суфиев, порицаещего слепой таклид мазхабам, выступающего против «новшеств» и т.д. Обязательно выйдет какой-то серьезный «изъян» для них, который они не простили бы современным ашаритам.
И вот наткнулся недавно на очень любопытный текст из книги имама, мухаддиса Ибн Аби Асыма, который был из числа саляфов. Помню, как псевдосалафиты приводили какое-то его высказывание в акыде в свою пользу (которое на самом деле ничего противоречащего ашаритам не содержало).
Хафиз Ибн Аби Асым (206 – 287 гг.х.) сказал в своей книге «Аль-Ахад валь-Масани» (1/163):
وقد رأيت جماعة من أهل العلم وأهل الفضل إذا هم أخذهم أمر قصد إلى قبره فسلم عليه ودعا بحضرته وكان يعرف الإجابة وأخبرنا مشايخنا قديما أنهم رأوا من كان قبلهم يفعله
«Я видел группу знающих и достойных людей, когда их огорчало что-либо они шли к могиле [Тальхи ибн Убайдуллаха], приветствовали его и делали там же дуа, и вскоре они получали ответ. Нам рассказали старшие шейхи, что они видели тех, кто были до них, которые делали тоже самое».
На самом деле в книгах имамов, которых признают и псевдосалафиты, есть куча подобных вещей. И как видим «дуа у могил праведников» это не выдумка суфиев, а реальная практика саляфов, к которым так рьяно себя относят псевдосалафиты. Учёные обращались к Аллаху возле могил праведников считая, что Аллах отвечает на дуа возле них.