Я дочитала книгу «Новая поведенческая экономика». И решила написать на нее небольшой отзыв. Но рекомендовать ее не могу! В аннотации говорится, что книга дает полезные рецепты, на которых можно заработать, использовать в жизни и бизнесе. Но этого нет и близко!
Книгу написала нобелевский лауреат по экономике Р.Талер. Он был первооткрывателем иррациональности экономического поведения людей. И вместе с коллегами много лет противостоял прежней экономической школе о рациональном поведении людей и саморегулирующемся рынке. Тема для меня очень интересная. Но Р.Талер, при всех его достоинствах, совершенно не писатель.
Р.Талер перемешивает свою профессиональную биографию, идеи поведенческой экономии с рассказом о друзьях-экономистах и конференциях по экономике. Ты получаешь очень много лишней, ненужной информации! А о поведенческой экономике он рассказывает в виде мутных примеров и экспериментов. Многое я просто не поняла! Хотя старательно читала.
Это познавательная книга для желающих узнать больше о внутренней кухне экономической науки высшего ранга. Также, автор как научный деятель вызывает уважение. Ему пришлось долго бороться за свои идеи. Но соавтора, умеющего грамотно структурировать и подавать текст книге очень не хватает.
Что, все-таки, можно извлечь из этой книги?
— Мы считаем стоимость вещей, исходя из контекста.
Отдавать 7 долларов за пиво в отеле досадно, но ожидаемо; платить столько же в каком-то захолустном магазине – нелепость! В этом – суть транзакционной полезности. Р.Талер.
— В голове у нас существуют разные счета (еда, досуг, отдых) и мы расходуем на эти области определенные суммы, а не считаем свои деньги целиком общей массой.
— Если мы что-то уже приобрели, пусть и бесплатно, мы рассматриваем это как более ценное. Талер называет такие вещи эндаументом.
для людей большей ценностью обладали те вещи, которые являлись частью их эндаумента, чем те, которые были им доступны, но еще им не принадлежали. Р.Талер.
— Если мы за что-то уже заплатили, то будем стараться отработать эти деньги (именно поэтому я и осилила эту книгу. Я покупаю такие книги за деньги, иначе не дочитаю!)
— Люди не любят жлобов. Если компания пытается нажиться на сложной ситуации людей, например, повышает цены на маски в кризис. В долгосрочной перспективе она потерпит убытки из-за потери репутации.
Когда человек сталкивается с «несправедливым», по его мнению, предложением, он может рассердиться настолько, чтобы наказать обидчика, даже если сам при этом пострадает.
— На нас действуют скидки. И мы из жадности можем взять что-то ненужное, потому что оно кажется выгоднее.
— Мы плохо контролируем себя. Например, если нам дать большую сумму, потратим ее сразу. Нам сложно откладывать деньги ровными партиями на далекое будущее.
— Людям свойственно избегать потерь, а не стремиться к большей прибыли.
Избегание потерь – так было названо это свойство: потеря ощущается сильнее, чем радость от эквивалентной прибыли. Это наблюдение стало самым мощным инструментом в арсенале поведенческой экономики.
— Люди, которые уже терпят убытки, готовы к большим рискам, чтобы попытаться вернуть упущенное. И часто проигрывают!
Человек будет стремиться избежать риска ради получения прибыли, но стремиться к риску ради получения убытка. Р.Талер.
Надеюсь, ничего не упустила. Но, как уже говорила, текст плохо структурирован! Основные идеи поведенческой экономики никак не выделены и приходится искать иголку в стогу сена.
Так что я собираюсь продолжить с этой темой, но с другими авторами. К сожалению, вот именно по этой важной области не так много хорошей информации.
Если статья была интересна, не забудьте поставить "палец вверх" и подписаться на мой канал!