Перед вами определение коммунизма, приведённое в учебнике по истории за 9 класс. Давайте подумаем, верно ли это определение?
Буквально с первой строки авторы учебника озадачивают нас следующей формулировкой. «Коммунизм — политическая идеология (один из вариантов идеологии социализма)...» Безусловно, учение социалистов-утопистов Сен-Симона, Фурье и т.д. является одним из источников марксизма и в этом смысле можно обозначить некую преемственность между ними. Но концепция научного коммунизма, разработанная марксистами, — это скорей не политическая идеология, а прообраз следующей после капитализма социально-экономической формации. И в этом смысле коммунизм — это не вариант социализма, а скорей наоборот, социализм — начальная фаза коммунизма. Большая Советская Энциклопедия (БСЭ) характеризует коммунизм как высшую по сравнению с социализмом ступень (фазу) развития общественно-экономической формации. Но к БСЭ мы ещё вернемся.
Далее авторы определения рассказывают, за что же борется коммунизм. А борется он оказывается за «достижение идеала социальной справедливости путем революционного насилия...»
Кто-нибудь может дать определение: что же такое «революционное насилие»? Этот термин встречается довольно часто, но вот беда — определения его ни в одной энциклопедии не существует. Но даже без определения всем должно быть понятно, что это что-то нехорошее. Хотелось бы напомнить, что любая власть — это диктатура господствующего класса. И осуществляет эту диктатуру господствующий класс с помощью государства — аппарата насилия, находящегося в его руках.
Далее выясняется, что за идеалы социальной справедливости коммунизм борется путем «ликвидации частной собственности».
Ну что тут сказать, автор сего утверждения либо сам не понимает, о чем пишет, либо сознательно извращает мозги девятиклассникам. Коммунизм, как общественно-экономическая формация, предполагает отмену частной собственности на средства производства. Собственно, БСЭ так и пишет: «коммунизм — общественно-экономическая формация, основанная на общественной собственности на средства производства». Но автор о данном моменте хитро умалчивает и не поясняет, что речь не идёт об индивидуальной собственности, давая возможность разыграться воображению девятиклассников. Перед представителями подрастающего поколения разворачивается апокалиптичная картина, в которой злые коммуняки отбирают у детей гаджеты, велосипеды и зубные скетчи. В этой воображаемой стране у людей, оказывается, нет никакой собственности.
Под занавес, чтобы у школьника не осталось никаких иллюзий, авторы пишут: «Коммунизм стал идейной основой для установления тоталитарных коммунистических режимов». Тут просто остается развести руками. Сей пассаж явно вставлен для нагнетания ужаса у школьников и для закрепления ассоциативного ряда, в котором коммунизм и тоталитарный режим — синонимы. И авторов не смущает тот факт, что в научном сообществе нет единого мнения по поводу термина тоталитаризм. Радикально буржуазные, т.е. фашистские, режимы использовали этот термин в положительном для себя ключе. Один народ, одна нация и всё такое. Термин активно используется антисоветской пропагандой в попытках поставить знак равенства между коммунизмом и фашизмом. Различные западные философы, например считали, что в тоталитарную систему превратился современный капитализм. Но зачем всё это знать школьнику.
Вот с помощью таких определений господствующий у нас в стране класс буржуазии удачно инвестирует изъятые у населения денежные средства в «образование» подрастающего поколения, выделяя средства на издание таких учебников.
Помимо содержательной ограниченности подобных учебников, они формируют у школьника стойкий эмоциональный образ, закрепляющийся за тем или иным определением. Ответьте себе честно, прочитав определение коммунизма отсюда, может ли оно сформировать положительный образ новой социально-экономической формации? Считаем, что нет.
Вот и выходит, что переписывают учебники с одной единственной целью — ради обеспечения правящего класса беззаботным и сытным будущим. Ещё раз! Инвестиции в переписывание учебных пособий идут не ради нас или будущего наших детей! Ради ИХ будущего...