Каких-то 400 лет причиной бед и напастей чаще всего считался дьявол. Борьба с ним требовала упорства и решительности. Примерно таких, какие проявили жители американского городка Салем в конце XVII века.
Тихий городок
Салем — небольшой городок в США, который находится в штате Массачусетс. Он был основан в 1626 году. Прибывшие из Англии пуритане, которые придерживались радикальных протестантских взглядов, основали здесь колонию: на родине они подвергались гонениям из-за своих религиозных убеждений, а в Америке обрели вторую родину.
Салем разрастался достаточно быстро: отчасти из-за того, что в традиции пуритан иметь большие семьи, отчасти потому, что сюда продолжали прибывать все новые и новые переселенцы. Городок был, можно сказать, чрезмерно религиозный. Это и послужило причиной того, что здесь началась охота за дьяволом.
В тихом омуте… ведьмы водятся
Случаи обнаружения и казни ведьм, столь характерные для средневековой Европы, не были редкостью в XVII веке в Америке. На случай внезапной странной болезни детей ответ был готов: ищите ведьму.
И такой случай произошел в Салеме в январе 1692 года. Дочь и племянница местного пастора Сэмюэля Пэрриса (девочкам было 9 и 11 лет) заболели. Симптомы были такие: боли, корчи, жалобы на щипки-невидимки. Когда пастор начинал читать молитвы, девочки закрывали уши, словно боясь их услышать. То есть налицо были все признаки одержимости дьяволом. Оставалось найти того или ту, кто наслал на детей эту напасть.
Колдовские чары: свидетельства Элизабет Хаббард
Первой о колдовстве заговорила Элизабет Хаббард. На тот момент ей было уже 17, девушка была сиротой и работала служанкой в доме своего дяди — местного доктора Григгса. По возрасту она уже могла выступать в суде, что Элизабет и сделала, начав обвинять жительниц Салема в колдовстве.
Элизабет якобы впадала в транс, и это происходило и непосредственно на суде. Она описывала те же симптомы, что и другие девочки. В этих кознях обвинили служанку из дома Пэррисов, уроженку Барбадоса Титубу, нищенку Сару Гуд и вдову Сару Осборн.
Нельзя сказать, что словам девочек поверили безоговорочно: проверку их показаний все-таки провели. Она была незамысловатой: девочек поставили перед Сарой Гуд и попросили последнюю взглянуть на них. «Обвинительницы» тут же начали кричать и корчиться (напомним, что некоторым из них не исполнилось и 10 лет), и это сочли достаточным доказательством того, что Сара действительно ведьма. Примерно на тех же основаниях поверили и в виновность остальных.
Во всем виноват… пастор
Были и другие обвинительницы и, соответственно, обвинения. Например, в истории осталось имя Анны Патнам — особенно активной в этом деле. Согласно некоторым источникам, именно она выступила против пастора Джорджа Берроуза. Он стал единственным священником, который подвергся обвинениям в колдовстве.
В средневековой Европе за ведьм назначали вознаграждение. Богатые люди обвинялись в ведовстве в основном в тех странах, где имущество «ведьм» подлежало конфискации. Не исключено, что именно по этой причине и был обвинен Берроуз: исследователи сегодня полагают, что на него донесли из-за того, что у него в свое время были некие финансовые дела с отцом Анны Патнам.
Первая жертва — Бриджет Бишоп
Первой «ведьмой», казненной в Салеме, была Бриджет Бишоп. Кстати, против нее обвинение выдвигалось не впервые: Бриджет несколько раз была замужем, и ее подозревали в том, что своего второго мужа она сжила со свету с помощью колдовства. Но тогда доказательств не нашли.
Во время процесса Салемских ведьм против Бишоп выступили не только дети. Какая-то женщина показала, что призрак Бриджет разорвал ее пальто. В итоге Бишоп казнили.
Губернатор против нечистой силы
Процесс в какой-то момент приобрел характер эпидемии: среди обвиняемых оказались и жители соседнего Топсфилда, и бостонцы, аналогичный суд шел в Андовере, куда отправились девушки-обвинительницы из Салема. Они выступали кем-то вроде экспертов по ведовству.
Губернатор Массачусетса Уильям Фипс распорядился об организации специального суда — Court of Oyer and Terminer. В нем было 7 человек, возглавлял его вице-губернатор Стаутон.
Поначалу суд принимал во внимание так называемые «спиритические улики» (видения, привидения, таинственные свечения и т. д.), а также странные отметины на теле ведьм и необъяснимые конвульсии в их присутствии. Понятно, что доказать ведовство в таких условиях труда не составляло. Но когда процесс начал выходить из-под контроля, суду запретили рассматривать нематериальные доказательства.
Всего в Салеме было обвинено в ведовстве около 200 человек, 19 из них (в том числе 5 мужчин) были казнены. Один умер под пытками. Одному удалось бежать.
***
Что же было причиной того, что девушки свидетельствовали против самых разных людей? Возможных причин было несколько. У кого-то могли быть личные мотивы (обвинить в колдовстве соперницу и устранить ее), кто-то был просто легко внушаем. Исследователи сходятся во мнении, что большое значение могли иметь постоянные раздоры между соседями, которые имели место в Салеме. Некоторые исследователи не исключают, что это были просто выходки детей.
Достаточно быстро дело сошло на нет: уже в начале XVIII века решения суда были пересмотрены. Да и некоторые свидетельницы спустя 10−15 лет признали, что просто оговорили «ведьм». В 1957 году осужденные были реабилитированы, а спустя еще несколько лет в Салеме был установлен памятник жертвам этого процесса.