Наверное, у каждого человека есть любимый актер, музыкант, режиссер или художник. Но многие ли без раздумий назовут любимого архитектора либо строителя? Или просто — перечислят пятерых самых известных? Пожалуй, немногие. А ведь наши уютные квартиры и дома, офисы, театры, храмы и «вот то красивое здание, интересно, что внутри?», которыми мы любуемся, гуляя по городу, — все это и многое другое создано умами и руками людей «самой мирной профессии». В День строителя мы хотим рассказать вам о некоторых ярких представителях сферы, в свое время внесших вклад в развитие строительной индустрии. Безусловно, наша подборка не исчерпывающая. И мы будем рады, если вы нас дополните!
ВИТАЛИЙ ЛАГУТЕНКО
Советский инженер-конструктор и родной дед лидера группы «Мумий Тролль». В свое время в строительной среде Виталий Павлович был не менее известный и востребованный, нежели его популярный внук в мире музыки. В годы Великой Отечественной войны проектировал бомбоубежища, маскировал спец.объекты столицы и занимался восстановлением разрушенных зданий. Впрочем, признание получил в мирное время.
Виталий Лагутенко — со-автор первой серии всем известных советских пятиэтажек. Квартиры здесь могли бы ласково и в честь создателя своего именоваться «лагутенковками», но мы их знаем как «хрущевки». Знаем и — будем откровенны — не очень любим. И планировки-то неудобные, и стены тонкие, и тепло-шумоизоляция не на высоте. Однако в середине прошлого века советские архитекторы, строители и инженеры решали важную и непростую задачу — обеспечить собственными квадратными метрами десятки тысяч людей.
Дома Виталия Лагутенко первыми в Союзе воплощали идею индустриального панельного домостроения. Это стало точкой отсчета для массового строительства жилья. По значимости для тех лет это примерно такой же прорыв, как если бы в наши дни Москву застроили бы домами а-ля «Алые Паруса», «Огни», FRESH или «Сердце Столицы».
Строились лагутенковские пятиэтажки в рекордные сроки: рабочим требовалось всего 12 дней. Здание монтировалось и собиралось без раствора, требовалось минимум изделий. В три смены параллельно трудились сантехники, электрики и штукатуры. Первые экспериментальные дома появились в 1947-ом году.
А в 1956-ом Лагутенко, возглавив Архитектурно-планировочное управление Москвы, завершил свой главный проект: многоэтажки серии К-7. Это дешевые массовые дома с отдельными квартирами, первый появился на улице Гримау. А после «хрущевки» стали возводить повсеместно.
Простоять постройки должны были до победы коммунизма (тогда считалось, что она свершится к восьмидесятым). Как в итоге рассудила история, все мы знаем: коммунизм так и не наступил, Советский Союз распался, а многие «хрущевки», что называется, «и ныне там» — и прослужили куда больше отведенного им срока.
АЛЬБЕРТ КАВОС
А вот Альберт Кавос проектировал и возводил стены, в которых и по сей день живет… искусство. Русский архитектор итальянского происхождения известен в первую очередь как строитель театров. Один из самых знаменитых объектов, к которым приложил руку Кавоc, — Большой театр в Санкт-Петербурге. Купольное перекрытие заменили плоским, чтобы уменьшить эхо, убрали колонны, а в зале, который имел форму подковы, устроили шестой ярус для зрителей, после чего театр стал вмещать две тысячи человек. Позже здание перестроили в Консерваторию.
А после пожара 1853-го года Кавос занимался восстановлением и перестройкой Большого театра в Москве. Он расширил зрительный зал до трех тысяч мест, а также переделал лестницы. Ионический стиль колонн сменился композитным: на капители помимо завитков появился орнамент из листьев аканта. Добавились ниши для двух статуй и ложные окна.
Выходец из видного музыкального рода, Кавос принимал решения, удачные с точки зрения не только архитектуры, но и акустики. В отделке театра активно использовалось дерево, что во многом улучшило возможности звучания. Сам Кавос говорил, что московский Большой театр построен как музыкальный инструмент.
СТАНИСЛАВ КЕРБЕДЗ
Может, вы любите на выходные съездить в Санкт-Петербург, ощутить романтику белых ночей и полюбоваться разводными мостами? Тогда вам наверняка будет интересно узнать, что первую постоянную переправу через Неву создал Станислав Кербедз.
Выдающийся инженер-мостостроитель посвятил возведению переправ и железных дорог более полувека. Самое известное его «детище» — Благовещенский мост, построенный в 1850-м году. Тогда казалось, что Кербедз совершил невозможное. Нева — одна из самых капризных и глубоководных рек, установить здесь мост считалось невыполнимой задачей. Горожане вдоволь позлословили на тему строительства новой переправы, а кое-кто из петербуржцев злорадно отмечал, что снял квартиру на берегу Невы, «дабы своими глазами полюбоваться, как бурные воды разнесут мост в щепки». Что ж, в таком случае расходы на аренду комнат столь эффектным зрелищем не окупились. Из окон той квартиры по-прежнему видны Нева и целый мост, чугунный, состоящий из семи арочных пролетов и одного разводного.
АЛЕКСЕЙ ЩУСЕВ
Один из главных зодчих страны советов. До революции писал иконы и строил храмы. Например, Покровский собор, стиль которого современники Щусева назвали неорусским. Своей наибольшей творческой удачей сам архитектор назвал возведение Казанского вокзала, в облике которого он старался соединить восточные и древнерусские мотивы.
Ещё один знаменитый проект с участием Щусева — первая советская пятизвездочная гостиница «Москва». Изначально здание строили архитекторы Леонид Савельев и Освальд Стапран. Однако вышло без пафоса и размаха, которого так ждали от главного отеля Союза. А потому фасад и интерьер попросили оформить академика Щусева. Стапран и Савельев, кстати, обиделись и в 1937-ом году опубликовали в «Правде» разгромную статью, обвинив Алексея Щусева в беспринципности и «отсутствии подлинного творчества» в его работах. Впрочем, это уже совсем другая история, а вот в творческом подходе Щусеву никак не откажешь. Гостиница «Москва» многим запомнилась как «символ советской империи». Здание впечатляло внушительными размерами и неоклассическим декором. Бросалась в глаза и ассиметричность постройки, которая объясняется следующей городской легендой. Два варианта здания на одном чертеже, разделенном по вертикали принесли на утверждение Сталину, а тот и расписался посередине. Так и построили.
И, пожалуй, самый известный из проектов Щусева — возведение Мавзолея Ленина. Первые два варианта были выполнены из дерева и каждый представлял собой куб, увенчанный пирамидой. А после правительство страны объявило конкурс на проект каменного мавзолея. Победил опять-таки Алексей Щусев. За основу своего проекта он взял предоставленные археологом чертежи египетских пирамид, персидских гробниц, пергамского алтаря и даже шумерских храмов — зиккуратов. В итоге вышло нечто среднее.
Застройка мегаполиса — как ремонт в квартире, который согласно поговорке «можно только начать». На улицах Москвы продолжают появляться эффектные новостройки и уютные жилые кварталы. Многие созданы командой компании Донстрой. Девелопер не просто продолжает заложенные традиции (будь то использование технологий или обращение к архитектурному стилю), но и создает свои. Стройки зачастую завершаются с опережением графика, при этом без малейшего ущерба для качества домов. Будь то BARRIN HOUSE, «Алые Паруса», «Жизнь на Плющихе» или клубный дом «Река» от компании Донстрой — за стильной архитектурой и живописными ландшафтами дворов кроются удобные, продуманные планировки, отделка из лучших материалов и «умные» технологии, делающие жизнь здесь безопасной и максимально комфортной.