Несколько лет назад я с удивлением прочитала книгу Бетти Эдвардс "Цвет". Про сам цвет гораздо полезнее читать Иоханнеса Иттена "Искусство цвета", как по мне. Но вот у Бетти я наткнулась на заинтересовавший меня феномен: линии. Линии проведенные в определенном эмоциональном состоянии у всех людей одинаковы!
Язык линий - универсален!
Я честно скажу - не поверила. Вообще по жизни - Фома неверующий, все должна проверить лично. Стала проверять и тут. К счастью, друзей и знакомых вагон, и большинство с удовольствием ухватилось за новую игру: нарисовать бездумно линиями гнев, радость, отчаяние, равнодушие и другие эмоции. И когда ко мне со всем сторон стали приходит рисунки с одинаковыми линиями, я немного присела. Это настолько гениально просто, что кажется невозможным.
Те, кто не знаком с этой книгой, может сейчас сам поставить такой эксперимент. Есть последний шанс убедиться на собственном опыте, потому что дальше я буду описывать эти самые линии и отниму тем самым у вас право первой ночи;))
Начеркайте прямо сейчас на первой попавшейся бумажке, да хоть на телефоне пальцем: радость, равнодушие, гнев, нежность, страх.
Основные линии-эмоции:
горизонтали - покой, сон, равнодушие.
вертикали, спирали вверх - энергия, радость. (со знаком "+")
хаотичные отрывистые - гнев, агрессия, буйство (перекликается с энергией, но со знаком "-")
волнистые - женственность, нежность.
замкнутые линии, особенно круги, особенно темные внутри - страх.
Линии, сплетаясь, образуют формы.
Эти знания можно объединить с древним знанием рисования тушью на рисовой бумаге в Японии и Китае - суми-е. Когда каждый мазок-линия означает свое:
Точками пишется земля, волнами - вода, отрывисто вверх - бамбук, дерево (рост), листья его- как лепестки огня, и, наконец, длинные изогнутые плавные листья орхидей - металл. Это связано с кругом У-син, кому интересно.
В 1970 году эксперименты показали: первое, что узнаёт зрительная кора — это короткие отрезки прямых линий. В затылочной зоне нашего мозга были обнаружены нейроны, каждый из которых реагирует на линию своей ориентации. Первое, что ловит наша зрительная система — это короткие отрезки прямых под разными углами к горизонту. За это открытие авторы получили Нобелевскую премию, потому что в тот момент было впервые показано, насколько компьютерообразно может работать наш мозг
А теперь...
Вот посмотрите на картину
Какое первое чувство она вызывает? Назовите его, попробуйте.
Покой, нежность верно?
А теперь увидьте линии - сплошные горизонтали и волнистости.
Или вот другая картина. Что чувствуете?
(На самом деле это перевернутая картина с ручьем в лесу)
Вверх, подъем, рост, стремление, движение, цель, достижение и радость победы. Так разговаривают вертикальные линии.
Или вот посмотрите какими разными линиями написаны тела мужчины (мужество, решительность, резкость, угловатость) и женщины (плавность, волнистость, напевность, ни одного острого угла).
Причем, это я сейчас такая мудрая с умным видом могу рассуждать, как написана моя же картина. А когда я ее пишу, я даже говорить словами разучаюсь, - настолько отключается левое логичное речевое полушарие и включается правое - эмоциональное, интуитивное, говорящее языком движений, жестов, линий...
Давайте я попробую показать вам ваш же страх. Конечно, на картине он облагорожен, сглажен цветом, поэтому ощущение засасывания, затягивания (внутрь, петли...) облегчено. Но оно есть.
Представьте, что внутри круга не земля, а чернота, тьма...вот это он, наш страх живет там.
Я не смогу показать вам на примере своих картин гнев, агрессию. Разлетающиеся в разные стороны отрывистые линии. Не потому что я не испытываю эти чувства. Еще как испытываю и проявляю в жизни!;)) Возможно потому, что когда я пишу картину, я ухожу в другой мир, в котором никто не сможет меня ... огорчить;)
Конечно, картина многогранна. Она состоит не только из линий. Есть еще цвет, свет и тень, есть композиция, есть ассоциации и т.д.
Многое из этого, как ни странно, универсально для большинства людей. Мы одинаково воспринимаем линии, цвета, контрасты, у нас похожие ассоциации...
Это все можно назвать составляющими картины, ее азбукой, ее речью.
И ей можно обучиться.
Чтобы читать. Себя и других.
Чтобы говорить и тебя понимали.
Спасибо,
Мария Иванова.