Найти тему
Живопись

Художники братья Ткачевы: «двойной реализм»

Художники — вечные одиночки. В путешествие по своему внутреннему миру не возьмёшь попутчиков, мыслеформой вдохновения не поделишься словами. Поэт и композитор могут успешно работать в тандеме; актёры могут с годами сработаться до интуитивного взаимопонимания с партнёрами по сцене. А вот абсолютному большинству мастеров кисти от века суждено творить «в соло».

Автопортрет тандема братьев Ткачевых
Автопортрет тандема братьев Ткачевых

Нет, конечно нередки примеры, когда над картиной работало более одного живописца. Медведи «Утра в сосновом бору» — ярчайший тому пример. Собственно, забавных мишек создал Савицкий, когда Шишкин уже воплотил сказочное очарование тенистой чащобы. Но такое «разделения труда» , когда работа одного живописца «встраивается» в замысел другого, по сути сугубо индивидуальное творчество двух мастеров, пересекающееся лишь в конечной точке создания полотна.

Братья Ткачёвы — абсолютно уникальное исключение из этого неписанного правила. Представьте, дорогой читатель: тандем этих подлинных классиков советской и российской живописи, вот уже 60 лет создающий замечательные жанровые полотна, способен одновременно работать над одним и тем же произведением! В самом прямом смысле этих слов.

Такое вот удивительное явление. Одно понимание и одно вдохновение на двоих; при этом для творчества Ткачевых характерны заметно рознящиеся настроения и акценты живописной техники. Сергей Петрович Ткачев (1922 г.р.) — адепт яркого солнечного света и интенсивных тонов. «Наэлектризованность» композиций, присутствие внутренней динамики и нарративной свежести сюжетов — его несомненная заслуга. Как и подобает истинному мастеру импрессии, он не боится следовать за внутренней красотой своих героев, при этом (зачастую) пренебрегая их внешней эстетичностью. Раскрыть характер персонажа, поведать глубинную суть события, добиться наглядности контекста — вот его цель. И этой (как сказал бы Станиславский) «сверхзадаче» он следует столь же искусно, сколь и неотступно.

Алексей Петрович (1925 г.р.) ощутимо «лиричнее». Его стиль мы бы рискнули назвать чуть более утончённым. Излюбленные «благородные» тона маэстро — не столь насыщены, зато фирменные цветные тени на полотнах Ткачёвых, складывающиеся в сложное «эхо» вибрирующих оттенков, дарящих картинам как визуальную, так и эмоциональную глубину — явная заслуга младшего из прославленных братьев.

Там, где Сергей констатирует торжество жизни и зовёт зрителя насладиться её красотой, Алексей оставляет место для эмоциональной неоднозначности. Для интеллектуальной «экскурсии» в манящие глубины полотна. С другой стороны: там, где жанровая концептуальность Алексея ставит перед зрителем неразрешимые вопросы, Сергей приходит на выручку, создавая «опорные точки» доминант и позволяя сюжету «выбраться на твёрдую почву», минуя ложные интерпретации.

Это настоящий «двойной реализм», похожий на антитезу. То есть один общий смысл, выраженный сразу двумя различными мнениями. Повторимся: из творчество — совершенно уникальное явление в мире живописи. К тому же биография героев нашей сегодняшней статьи и вовсе заслуживает отдельной обширной публикации.

«Хлеб республики»,1970
«Хлеб республики»,1970

Огромное счастье, что оба маэстро до сих пор с нами, и нам остаётся лишь пожелать им крепкого здоровья и огромного вдохновения!

«Прачки (Летом)», 1955-1957
«Прачки (Летом)», 1955-1957

Автор: Лёля Городная