Найти тему
По Приуралью

Всегда можно найти выход из трудного положения

Это не наш плот, но очень похож
Это не наш плот, но очень похож

Мы, двое научных сотрудников Печоро-Илычского заповедника, наметили обследование горного плато Урала.

На лодке поднялись в самые верховья Печоры до реки Большая Порожная. Здесь лодку вытянули на берег и надёжно закрепили, ведь уходили мы надолго. По тропе вышли в горы. Там нашли удобное место для палатки, чтобы за дровами для костра и за водой недалеко ходить. Отсюда мы и выходили каждый день на учетные маршруты.

Однажды под утро мы проснулись от пронизывающего холода. Когда выглянули из палатки, то поняли, что находимся в наползших на горы облаках. Видимость была ограничена 2-3 метрами. Дальше только темно-серая пелена. Костер не разжечь, так как всё пропиталось сыростью. Надо возвращаться к лодке, но как выйти на тропу? В таком густом тумане найти её невозможно. Оставаться на месте тоже нельзя, так как нет сухих дров для костра и невозможно еду сварить. Нельзя сходить и за водой – назад к палатке не выйдешь. Надо срочно выбираться отсюда. Можно идти по компасу на запад, чтобы выйти на реку Большую Порожную, но тогда придется спускаться напрямую по склону в густом тумане по мокрым камням, а это очень опасно. Мы решили, что облака, пришедшие с запада, упираются в Уральские горы, проливаются здесь дождём, далее они несут гораздо меньше влаги и идут на большой высоте.

Собрали вещи, палатку. Постарались припомнить, где нас подстерегают крутые обрывы, что не свалиться с них. Выбрали направление движения, установили его по компасу. Ещё раз проверили, не оставили ли что на стоянке, потому что нам её больше не найти, и отправились на восток. Чтобы не потерять друг друга в тумане, всё время разговаривали. Одежда промокла, было холодно, и только ходьба согревала. Через какое-то время заметили, что идем вниз. Ещё немного и мы оказались под облаками. Далеко внизу за лесом видна Печора. Главное теперь добраться до неё, а там вдоль берега по обсохшему руслу дня за 2 дойдем до лодки. Знаем, что здесь в лесу у Печоры есть избушки, где можно переночевать, река же даст нам еду. С этими радужными мыслями, мы устремились вниз по склону.

Какое же нас ждало разочарование, когда мы вышли к реке. Дождь прошёл и здесь, в самых истоках реки. Как всякая горная река, она тут же переполнилась водой. Берега реки поросли такой густой растительностью, что через неё не пробиться. По опыту прошлых лет было ясно, что при таком уровне воды в реке и рыбы нам не поймать, а продуктов осталось не так уж много. А если непогода затянется надолго? Возвращаться назад через Уральские горы? Что такое бродить в облаках, мы уже знаем. Сидеть и ждать спада воды, но кто может сказать, когда она уйдёт, а, кроме того, и до контрольного срока нашего выхода с полевых работ осталось не так уж много дней. Если не придём на кордон к назначенному сроку, то инспектор охраны должен об этом уведомить администрацию заповедника, там дадут распоряжение начать наш поиск. Самый лучший выход в создавшейся ситуации – это как можно быстрее выбираться отсюда.

Вот бы сюда нашу лодку. Воды много, могли бы даже на моторе ехать. А если нам плот сделать? У нас есть небольшой топор. В лесу встречаются сухие деревья. Кроме того, на берегу в крутых поворотах лежат принесенные рекой сушины. Некоторые длинные стволы, которые могли не вписаться в крутые повороты реки, мы пережгли на костре, пока готовили себе еду. Прежде всего, мы подумали о том, чем же нам скрепить плот. Решение пришло быстро. У нас же есть палатка и полог, а к ним привязаны длинные и очень крепкие верёвки-растяжки. Если бы у нас не было с собой верёвок, то сделали бы кольца из веток ивы, черемухи, молодых березок и с помощью клиньев подвязали бы пары бревен к поперечине.

Вырубили две надёжные поперечины для плота. Чтобы при сплаве веревки не перетерлись о бревна и подводные камни, в сушинах на равном расстоянии сделали кольцевые канавки. В тихой заводи начали собирать плот. В проделанные канавки положили поперечины. На их концы, выступающие в реку, накинули петли веревок, закрепили и затем пропустили под бревном. Затем верёвки перекинули через поперечины и подвели под следующее бревно. Так мы собрали плот, подвешивая стволы к поперечинам. Концы веревок крепко закрепили. Для того чтобы более равномерно распределить нагрузку на брёвна и защитить от воды наши вещи, сделали небольшой настил из жердей и веток. Для управления плотом вырубили пару крепких и достаточно длинных шеста. Сложили наши вещи, устроились на плоту сами и вытолкнули его на стремнину.

Верховья реки
Верховья реки

До этого путешествия мне казалось, что плот это неуклюжее, плохо управляемое сооружение. Оказалось совсем не так. Поверхность реки – это наклонная плоскость и плот скользит по ней с небольшой скоростью. Её вполне хватает, чтобы управлять плотом. Брёвна работают как рули - куда направишь плот, туда он и скатывается. Заметив впереди бурлящий камень, мы немного разворачивали плот, и он легко обходил преграду.

Сплав на плоту зачаровывал. Вероятно, его можно сравнить с полетом на воздушном шаре. Уже к концу дня показалось устье речки, где мы оставили свою лодку. Здесь мы причалили к берегу. Столкнули нашу лодку на воду. Немного ниже устья реки Порожной находится изба и мы наш плот сплавить к ней. Плот разобрали, а брёвна выкатили на берег, чтобы в дальнейшем инспектора охраны их распилили на дрова для печки.