Найти в Дзене
Индустриальный турист

От Шпалерной до Кирочной: экскурсия по одному из самых красивых кварталов Петербурга

Санкт-Петербург знаменит своим прекрасным архитектурным ансамблем: сотни тысяч людей со всей планеты стремятся в Петербург для того, чтобы насладиться потрясающим обликом его исторической застройки. Но, увы, многие туристы упускают из вида многие очень интересные районы города (впрочем, это касается и жителей Северной столицы). Разумеется, Невский проспект и Дворцовая площадь - это знаковые места, которые должен посетить каждый турист, но почему бы не заглянуть поглубже в исторический центр города? Этим-то мы сегодня и займёмся!

Сегодняшний маршрут будет проходить по одним из самых старых улиц Санкт-Петербурга, расположенных вдоль Литейного проспекта: Кирочной, Фурштатской, Захарьевской и Шпалерной. Эти улицы существуют ещё с Петровских времён, но из-за их отдалённости от привычного нам центра города (Невского проспекта, Садовой улицы и т.д.), они обделены вниманием туристов.

На самом деле, практически каждый дом в этом квартале заслуживает вашего внимания. Но, увы, я не могу рассказать вам о них всех - всё-таки я ограничен рамками формата! Поэтому я постарался выделить только самое интересное с точки зрения истории и архитектуры.

Дабы не путать вас, я хочу заранее прикрепить карту моего маршрута - обычно я делал это в конце публикаций, но учитывая витиеватость сегодняшнего пути, лучше я добавлю её заранее.

Ну что ж, пора начинать наш путь! Для удобства в качестве первой точки маршрута предлагаю выбрать станцию метро Чернышевская: с неё мы начнём, ею же и закончим. Выходим из метро, огибаем вестибюль станции и попадаем на первую улицу нашего пути - Кирочную (по ней мы будем идти в сторону Литейного проспекта).

Вестибюль станции метро Чернышевская
Вестибюль станции метро Чернышевская

И почти сразу же мы натыкаемся на доходный дом Бака - одну из самых интересных и необычных построек своего времени в Петербурге! Дом Бака, без сомнения, красив, но называть его фасад особо выделяющимся я бы не стал.

-2

Но стоит вам только заглянуть во двор этого здания, как перед вами предстанет, пожалуй, самый необычный двор-колодец в Санкт-Петербурге: в его центре расположены двойные коридоры-галереи, соединяющие между собой основной корпус, выходящий на Кирочную улицу, и дворовой флигель. Таким образом, автор здания, архитектор Гиршович, сделал свою постройку одинаково интересной и со стороны улицы, и со стороны двора, что, конечно, большая редкость для Петербурга (чаще всего за прекрасными фасадами скрывается серый и мрачный двор)!

-3

Вдоволь насладившись фасадами и внутренним двором дома Бака, мы возвращаемся на Кирочную улицу и, пройдя буквально сто метров, встречаем ещё одно произведение искусства - особняк Цезаря Кавоса. Про один особняк Кавоса я уже рассказывал вам во время своей экскурсии по Каменноостровскому проспекту - вот только то здание принадлежало сыну Цезаря Альбертовича, Евгению.

-4

Цезарь Кавос - академик архитектуры, талантливый зодчий, автор комплекса зданий Детской больницы имени Раухфуса, и, что любопытно, родной дядя другого знаменитого петербургского зодчего - Леонтия Бенуа. Будучи в гостях у своего дяди, ещё совсем маленький Леонтий рассматривал работу своего выдающегося дяди - отчасти, именно этот особняк привил юному Бенуа любовь к архитектуре. Вот что писал в своих воспоминаниях младший брат Леонтия Бенуа, Александр, который тоже частенько бывал в гостях у Цезаря Альбертовича:

Дом дяди Сезара представлялся мне чуть ли не самым изящным во всем Петербурге
Александр Бенуа, "Мои воспоминания"

Впоследствии Александр Бенуа станет знаменитым художником и возглавит Картинную галерею Эрмитажа, а его брат Леонтий окажется одним из самых выдающихся зодчих своего времени и построит множество прекрасных зданий в Санкт-Петербурге. В их числе будет и особняк двоюродного брата Леонтия, Евгения Цезаревича Кавоса на Каменноостровском проспекте. Вот такая вот преемственность поколений!

-5

Ну а мы продолжаем наше путешествие по Кирочной улице, и в скором времени подходим к месту её пересечения с Литейным проспектом. Здесь сосредоточено сразу несколько военных построек дореволюционных времён: сначала мы видим здание Александровского комитета по помощи раненым (дореволюционной благотворительной службы для помощи ветеранам, пострадавшим в ходе военных действий), потом здание главного штаба военных поселений. Но, разумеется, самой интересной постройкой на перекрёстке является дом офицеров.

Монументальная и очень красивая постройка, созданная в 1898 году по проекту двух талантливых архитекторов: Александра фон Гогена (думаю, что его постройки известны всем - особняк Ксешинской на Петроградке или музей Суворова - тоже на Кирочной улице, но в другом её конце) и инженеров Иванова и Гаугера. Построено здание в псевдорусском стиле, и это видно невооружённым взглядом: кокошники, шатры, щипцы, гирьки - словом, в этом здании есть всё, что присуще исконно русской архитектуре!

Кстати, стоимость строительства этого здания обошлась государству в 1,3 млн. рублей! Это свидетельствует о том, что Николай II (а именно он был заказчиком здания) не жалел денег на строительство: всё-таки дом офицеров предназначался для собрания военной элиты того времени. Например, постоянным посетителем дома офицеров был князь Николай Николаевич - главнокомандующий русской армии в Первой Мировой войне.

-7

Для того, чтобы полноценно рассмотреть дом офицеров, нужно перейти Литейный проспект (прошлая фотография сделана именно оттуда). Ну а заодно здесь можно отдохнуть в небольшом саде дружбы, скульптуры в котором были подарены нам Шанхаем в знак дружбы китайского и русского народов. Не то чтобы это место особенно интересно, но учитывая жёсткий дефицит зелёных насаждений в районе Литейного проспекта, посидеть здесь пару минут на скамейке всё же имеет смысл.

Ну а заодно советую обратить ваше внимание на дом Шульца, расположенный с другой стороны Литейного проспекта (с той, откуда мы пришли) - с этого ракурса вы можете увидеть двух птичек, находящихся в верхней части здания, под самой крышей. Вот такая интересная деталь, на которую, держу пари, обращают внимание единицы!

Ну а мы тем временем снова переходим Литейный проспект и попадаем на Фурштатскую улицу - пожалуй, самую комфортную в плане прогулок на сегодняшнем маршруте. Идти мы будем по пешеходной аллее, расположенной в центре улицы - отсюда и все достопримечательности видно, и идти здесь приятно!

Пешеходная аллея посреди Фурштатской улицы
Пешеходная аллея посреди Фурштатской улицы

Следующая достопримечательность находится с правой стороны улицы - это знаменитая Анненкирхе, лютеранский храм, построенный в 1778 году (пока что это самая старинная постройка из тех, что мы сегодня видели) под руководством архитектора Фельтена на месте деревянной кирхи, существовавшей здесь аж с 1722 года (как я и говорил, квартал, который мы с вами сегодня изучаем, один из самых старых в Петербурге)! Кстати, именно в честь этой кирхи была названа улица, с которой мы начинали наш с вами маршрут - Кирочная (Анненкирхе выходит сразу на две стороны).

-11

В наше время храм святой Анны, по большей мере, известен своим внутренним "убранством" - дело в том, что в 2002 году в здании церкви случился сильный пожар, и оно полностью выгорело изнутри. Что удивительно, следы пожара до сих пор не устранили - так и стоит церковь: красивая снаружи, сгоревшая внутри. Зато такой вот "антураж" храма привлекает молодёжь как, в своём роде, арт-объект.

Ну что ж, остаётся надеяться, что когда-нибудь здание восстановят и изнутри (как никак, это памятник истории и архитектуры).

Кстати, сбоку от Анненкирхе расположен лицей №239 - лучшая математическая школа Петербурга (и одна из лучших в России), основанная в 1918 году и не прекращавшая с тех пор свою работу ни на день - даже в дни блокады!

Парадный вход в здание лицея №239, расположенный сбоку от Анненкирхе. Само здание было построено в 1906 году двумя выдающимися петербургскими архитекторами - Бубырём и Ильиным
Парадный вход в здание лицея №239, расположенный сбоку от Анненкирхе. Само здание было построено в 1906 году двумя выдающимися петербургскими архитекторами - Бубырём и Ильиным

Осмотрев самую мрачную церковь Петербурга и расположенный близ неё лицей, мы возвращаемся на Фурштатскую улицу и продолжаем нашу прогулку. Не пройдя и ста метров, мы натыкаемся на бывший доходный дом Шрейбера, обладающий прекрасным и живописным фасадом, выдержанным в торжественных бело-розовых цветах. Впрочем, вам это здание может быть известно как Генеральное консульство США, которое с некоторых пор тоже стало бывшим (в 2019 году наши отношения с Америкой "внезапно" ухудшились и посольство покинуло Россию). Так что на данный момент это прекрасное здание пустует.

А с другой стороны улицы, почти напротив бывшего консульства, находится особняк Кочубея: слегка аскетичный, но очень приятный глазу памятник модерна, построенный в 1908 году архитектором Мельцером в по заказу Виктора Кочубея - русского генерала, члена Свиты Его Императорского Величества (члены этой Свиты считались одними из самых приближённых к Императору лиц). Ну оно и не удивительно - в своё время Кочубей был адъютантом (то бишь, главным помощником и, так сказать, "правой рукой") будущего императора Николая II (на тот момент он был ещё цесаревичем).

Полностью особняк Кочубея помещается в кадр лишь при использовании широкоугольного объектива, так что не удивляйтесь искажённой перспективе на фото
Полностью особняк Кочубея помещается в кадр лишь при использовании широкоугольного объектива, так что не удивляйтесь искажённой перспективе на фото

Но лично для меня особняк Кочубея в большей степени интересен с точки зрения архитектуры: достаточно скромное здание с рациональной планировкой, но очень элегантным и приятным для глаза фасадом из белого кирпича, украшенным типичными для модерна растительными узорами (здесь даже решётка балкона выполнена в виде ромашки)! В общем, с первого взгляда это здание может показаться вам не особо привлекательным, но если вы присмотритесь к его деталям, то сразу поймете, что это настоящий шедевр архитектуры модерна!

После особняка мы ещё некоторое время идём по Фурштатской улице, до его перекрёстка с проспектом Чернышевского - если бы мы повернули направо, то оказались бы в точке, с которой мы начинали наш путь. Однако мы повернём налево для того, чтобы попасть на прекрасную улицу Чайковского. Но не волнуйтесь - на Фурштатскую мы ещё вернёмся ближе к концу пути (на ней ещё остались объекты, достойные вашего внимания)!

Впрочем, на здание, расположенное прямо на повороте, я предлагаю обратить внимание уже сейчас. Это хлебзавод №14, построенный в 1937 году по проекту архитектора Сергеева. Это здание кажется мне интересным по двум причинам: во-первых, любопытен сам факт строительства завода в таком роскошном историческом районе Петербурга. Во-вторых, здание хлебозавода интересно с точки зрения архитектуры: нечасто встречаешь утилитарное здание в стиле сталинского неоклассицизма - догадаться, что в этом здании расположена фабрика, практически невозможно. Удачно замаскировали (и правильно сделали). Кстати, хлеб в этом здании производят по сей день!

-16

Ну а мы проходим по проспекту Чернышевского буквально 100 метров и снова поворачиваем налево, на улицу Чайковского. До революции она называлась Сергиевской в честь храма, о котором мы поговорим чуть позже. А пока что мы рассмотрим сразу несколько особняков, буквально идущих в ряд вдоль улицы. На самом деле, это важная деталь: нужно отметить, что особняки - довольно редкий для центральной части Петербурга тип застройки (связано это было с высокой ценой на землю в, на тот момент, столице России - гораздо выгоднее было владеть многоэтажными доходными домами, нежели частными особняками). Но рассматриваемый нами квартал считался очень элитным, и селились в нём, преимущественно, дворяне и аристократы с хорошим финансовым достатком, так что особняков и частных домов в нём много.

Первый на нашем пути - особняк Гейденрейх, построенный в 1861 году по проекту самого зодчего Гейденрейха и его коллеги, архитектора Петцольда. В этом особняке хотелось бы отметить очень удачную отделку фасада (гладкие стены белого цвета сочетаются с окнами и карнизом песочного цвета), а также элегантные декоративные арки в два этажа, внутри которых расположены оконные проёмы.

-17

По соседству, "стена к стене" с домом Гейденрейха расположилась другая постройка, название которой может показаться вам знакомым - особняк Кочубея. Но нет, это не один генерал отстроил себе два дома на двух соседних улицах - особняк на Чайковского принадлежал Льву Викторовичу Кочубею, дяде Виктора Кочубея (вообще Кочубеи - крупный дворянский род, так что запутаться в его представителях проще простого).

Скромное, но очень красивое и спроектированное со вкусом зодчим Боссе - видным мастером своего времени. Кстати, в отличие от своего "соседа", особняк Кочубея выглядит более скромно и своим видом напоминает небольшой дворец (а вернее "палаццо"), который будто бы перенесли в Петербург из Венеции или Рима. Очень удачная стилизация!

Самой характерной чертой итальянского зодчества в этом особняке служат венецианские окна (на втором этаже) - так называют двойные оконные проёмы, разделённые полуколонной и закруглённые сверху. Окна такого типа были широко распространены в Венеции эпохи Возрождения, отсюда и пошло их название
Самой характерной чертой итальянского зодчества в этом особняке служат венецианские окна (на втором этаже) - так называют двойные оконные проёмы, разделённые полуколонной и закруглённые сверху. Окна такого типа были широко распространены в Венеции эпохи Возрождения, отсюда и пошло их название

А третьим зданием в этом ряду является особняк Кельха - пожалуй, самое красивое строение на улице Чайковского, обладающее не только невероятно живописным фасадом, но и поразительно интересным внутренним убранством, насладиться которым, к сожалению, могут лишь будущие юристы - в наши дни особняк принадлежит юридическому факультету СПбГУ!

Здание завораживает своей красотой - мне кажется, что нельзя просто так пройти мимо и не обратить на него внимания!
Здание завораживает своей красотой - мне кажется, что нельзя просто так пройти мимо и не обратить на него внимания!

Особняк Кельха был построен в 1897 году по проекту Шёне и Чагина - зодчих, прославившихся своими работами в стиле модерн (например, дачей Гаусвальд на Каменном острове). Впрочем, несмотря на приверженность архитекторов к стилю модерн, они прекрасно справились с поставленной перед ними задачей - стилизовать особняк под окружающую его застройку.

Особенно внимательные читатели могли заметить, что фасад особняка несимметричен (с левой стороны здания эркер есть, а с правой он отсутствует), что, мягко говоря, не характерно для архитектуры неоренессанса. На самом деле, ничего удивительного здесь нет - раньше эркеры были у этого здания с обеих сторон. Однако, во время Великой Отечественной войны в здание особняка попала бомба, сброшенная с немецкого самолёта. Особняк выдержал прямое попадание, но его правая часть была сильно повреждена. После войны его восстановили, но не полностью - новый эркер строить не стали. Вот такое вот неочевидное напоминание о страшных годах войны!

Статуя, венчающая этот шедевр архитектуры
Статуя, венчающая этот шедевр архитектуры

Кстати, с другой стороны улицы, прямо напротив особняков, находится менее интересный с точки зрения архитектуры, но не менее любопытный с точки зрения истории объект - съезжий дом Литейной части. Здесь стоит пояснить: съезжий дом - это административное здание времён Российской империи, половину которого занимала полицейская управа, а другую половину пожарная часть.

Съезжий дом Литейной части считается одной из самых старых пожарных частей Санкт-Петербурга. Но это и не удивительно: в районе Литейного проспекта располагалось огнеопасное производство - пушечный Литейный двор (собственно, топоним "Литейный" отсюда и появился), так что вероятность пожара здесь была высока, и без пожарной части этот район просто не мог обойтись! Кстати, пожарная часть расположена в этом здании и в наше время!

Современное двухэтажное здание серго цвета было построено в 1836 году, а возвышающаяся над ним каланча - в 1870
Современное двухэтажное здание серго цвета было построено в 1836 году, а возвышающаяся над ним каланча - в 1870

Ну да что-то сильно мы задержались у особняков улице Чайковского - нужно двигаться дальше, к Литейному проспекту, на пересечении с которым находится знаковая для этой местности постройка, которую я рекомендую рассматривать с другой стороны Литейного проспекта (да, сегодня мы будем несколько раз переходить Литейный туда-обратно дабы хорошенько рассмотреть его угловые дома).

-22

И вот перед нами предстаёт серая невзрачная "коробка" советских времён. Вы спросите - зачем мы вообще обращаем внимание на эту, не побоюсь сказать, градостроительную ошибку? А я отвечу - перед нами пример варварской перестройки советских времён: из прекрасного Собора преподобного Сергия Радонежского (да, именно по этому собору улица Чайковского называлась ранее Сергиевской) в абсолютно неуместное для центральной части Петербурга офисное здание! В наши дни в мрачном и абсолютно некрасивом офисном здании едва ли можно распознать очертания бывшего храма...

А вот так это здание выглядело в начале 20 века. Фото взято с сайта pastvu.com
А вот так это здание выглядело в начале 20 века. Фото взято с сайта pastvu.com

Ну да не будем о грустном - продолжим наш путь! И уже на следующем перекрёстке мы встречаем знаменитый "Большой дом на Литейном", построенный в качестве главного здания НКВД Ленинграда!

Тут нам снова придётся вернуться к грустному. У большей части петербуржцев это здание ассоциируется с мрачными страницами истории нашей страны: в стенах этого здания велись все дела, связанные с репрессиями жителей Ленинграда, а потому это здание многим кажется мрачным и пугающим - слишком много страшных событий связано с этой "Большим домом НКВД".

"Большой дом" - удивительное здание: по своим формам это чистый конструктивизм, а по своим масштабам - явный сталинский ампир
"Большой дом" - удивительное здание: по своим формам это чистый конструктивизм, а по своим масштабам - явный сталинский ампир

Впрочем, если акцентировать внимание на архитектуре здания, то все эти пугающие ассоциации вмиг улетучиваются: "Большой дом" - эталонный памятник переходного периода советского зодчества: от конструктивизма в сталинский неоклассицизм. Ну это и не удивительно - над строительством здания трудились лучшие архитекторы своего времени: Ной Троцкий, Александр Гегелло и Андрей Оль.

"Большой дом" находится на пересечении Литейного проспекта и Захарьевской улицы - она то нас и интересует, а потому мы уходим с Литейного проспекта (на этот раз насовсем) и продолжаем наше движение вглубь квартала, в сторону Таврического сада.

Лично по моему мнению, Захарьевская улица менее интересна с точки зрения архитектуры, нежели остальные улицы нашего маршрута, а потому на ней я хочу отметить лишь одно здание, но зато какое - знаменитый египетский дом, к которому стремятся все туристы, приезжающие на станцию метро Чернышевская! Собственно, я и сам хочу заострить ваше внимание на этом интереснейшем доме.

Официальное название "египетского дома" - доходный дом Нежинской. И мне придётся удивить вас (а, быть может, даже и разочаровать): это здание не имеет никакой связи с Египтом, а внешний вид его фасадов - просто декорация, призванная повысить популярность здания, и тем самым привлечь к нему внимание новых, обеспеченных арендаторов. Да и построен доходный дом Нежинской был лишь в 1913 году - на тот момент мода на всё египетское в Петербурге давно прошла, так что здание сильно отличалось от других построек того же времени (а вот в начале 19 века в Северной столице действительно были популярны фараоны и сфинксы - поэтому в те времена, например, появился Египетский мост на Фонтанке).

Фасад доходного дома Нежинской
Фасад доходного дома Нежинской

Но какая разница - имеет ли это здание формальное отношение к Египту? Ведь все мы любим его не за его историю (она то как раз не особо интересна), а за его внешний вид. А он действительно поражает: автор дома, архитектор Сонгайло, постарался сделать "египетский дом" максимально запоминающимся - огромные атланты на входе в здание, маски египтянок, обрамляющие крупные декоративные полуколонны, и другие, менее выразительные детали на фасаде вроде барельефов, разделяющих оконные проёмы последнего этажа, и кованной решётки ворот во двор, изображающей исконно египетских крылатых змей.

В общем, удивительно прекрасная постройка, изобилующая довольно непривычными для Санкт-Петербурга деталями. Собственно, поэтому дом Нежинской так популярен как среди петербуржцев, так и среди гостей города!

Но нужно возвращаться к нашему маршруту, дабы успеть пройти всё то, что было запланировано ранее. В очередной раз мы добираемся до проспекта Чернышевского и снова поворачиваем налево - ориентиром нам служит выходящий на перекрёсток угловой доходный дом Нельговской. Я не буду подробно описывать его внешний вид - думаю, что одной фотографии будет достаточно, чтобы вы смогли оценить прекрасную работу архитектора Баранкеева.

-28

От дома Нельговской мы проходим буквально 100 метров и попадаем на Шпалерную улицу - одну из старейших улиц Санкт-Петербурга, существующую практически с самого основания города в 1703 году.

И первое, что мы с вами видим на Шпалерной улице - это церковь иконы Божией Матери Всех Скорбящих Радости, существующая на этом месте с 1711 года! Впрочем, здание, которое вы можете видеть в наши дни, было построено позже, в 1818 году, по проекту знаменитого архитектора Луиджи Руска (стоит отметить, что строительством церкви руководил его ученик, не менее известный зодчий Шарлемань).

-29

Помимо своей исторической ценности, церковь на Шпалерной интересна и с точки зрения архитектуры: храм Всех Скорбящих Радости представляет собой один из интереснейших примеров архитектуры классицизма в практике строительства религиозных сооружений Петербурга. Церковь на Шпалерной выглядит довольно скромно: видно, что архитектор не пытался впечатлить зрителя её размерами - даже её ризалит практически не выступает за красную линию улицы, а лишь скромно "выглядывает" из основного объёма здания.

Но а мы с вами повернём в обратную от церкви сторону, по направлению к Таврическому саду и Смольному собору. Почти весь участок застройки с южной стороны Шпалерной улицы занимает комплекс сооружений Кавалергардского полка, построенных в 1803 году по проекту всё того же архитектора Луиджи Руски (можно сказать, что Руска полноценно сформировал архитектурный ансамбль этого участка Шпалерной улицы).

-30

На Шпалерной квартировалась почётная стража императора, сопровождавшая его во время официальных мероприятий (от церемонии коронации до регулярных военных парадов). Таким образом, Кавалергардский полк играл роль показательной военной части, а потому и здание, в котором располагался полк, было построено одним из ведущих архитекторов своего времени!

Ну а напротив элегантного портика казармы Кавалергардского полка расположен памятник знаменитой русской поэтессе Анне Ахматовой! И не стоит удивляться его, казалось бы, не самому удачному расположению (сюда редко забредают туристы), потому что место для памятника было выбрано не случайно: скульптура Анны Андреевны обращена на место, причинившее столько боли и страданий не только поэтессе, но и многим другим её современникам - на тюрьму "Кресты".

-31

В "Крестах" в разное время были заточены муж Анны Ахматовой, выдающийся поэт Николай Гумилёв, а позднее и сын поэтессы, известный учёный Лев Гумилёв. Памятник Ахматовой на Шпалерной улице - яркий пример того, как расположение и задумка монумента может играть даже большую роль, чем его внешний вид. Очень сильный памятник!

Идеальная симметрия
Идеальная симметрия

Наша прогулка близится к концу, так что на следующем перекрёстке мы поворачиваем направо, на Потёмкинскую улицу, и идём в сторону Фурштатской (на ней мы и будем заканчивать наш маршрут). По левую руку от нас находится Таврический сад - один из самых крупных парков, расположенных в историческом центре Санкт-Петербурга! Но сегодня мы в него заходить не будем - прогуляемся по нему в другой раз.

А вот с другой стороны улицы находится настоящий шедевр архитектуры, построенный талантливым зодчим нидерландского происхождения Вильгельмом Ван-дер-Гюхтом - доходный дом Шрейбера. Это здание резко выделяется из окружающей застройки своим ярким фасадом в стиле необарокко и выразительной башенкой, служащей архитектурной доминантой Потёмкинской улицы!

-33

А по соседству, буквально стена к стене с домом Шрейбера, расположен особняк Дубасовой, принадлежавший жене известного русского моряка - адмирала Фёдора Дубасова. В наши дни в бывшем особняке находится экономический факультет СПбГУ (да, ещё одно прекрасное с точки зрения архитектуры здание досталось студентам главного университета Петербурга)!

Стоит отметить, что особняк Дубянских был построен ещё в 1840 году архитектором Шарлеманем (я уже упомянал о нём в ходе рассказа о храме на Шпалерной улице), однако в наши дни от той постройки остались лишь внешние стены - в 1906 году перепланировку и полное изменение внешнего вида фасадов в стиле модерн провёл зодчий Гавеман.

-34

Наш маршрут близится к своему завершению: мы снова возвращаемся на Фурштатскую улицу и направляемся в сторону станции метро. Пожалуй, что на этом отрезке мне особо хочется выделить только одно здание - особняк Спиридонова, именуемый в наше время дворцом "Малютка".

-35

Этот роскошный дворец (данный статус, присвоенный зданию в советское время, подходит ему даже больше, чем изначальное название "особняк") был построен в 1897 году знаменитым московским зодчим Александром Померанцевым (думаю, что все вы знакомы с одной из его работ - Верхними Торговыми рядами на Красной площади, известными также как ГУМ).

Дворец "Малютка", открытый в бывшем здании особняка Спиридонова в 1965 году, до сих пор является уникальным для России явлением - в нашей стране нет другого такого дворца, в котором бы проводили церемонии торжественной регистрации новорожденных! Собственно, сам факт этого мероприятия звучит крайне непривычно - чего только не встретишь в Санкт-Петербурге!

Изящные исторические ворота особняка Спиридонова
Изящные исторические ворота особняка Спиридонова

Думаю, что на этом можно заканчивать мою изрядно затянувшуюся прогулку - до станции метро "Чернышевская" отсюда рукой подать! А вот наземный транспорт ходит, в основном, по соседней, Кирочной улице, но в любом случае покинуть этот район можно и не спускаясь в метро!

Ну а если вы будете повторять мой маршрут самостоятельно, и к этому моменту у вас ещё останутся силы на дальнейшее исследование города, то могу рекомендовать вам прогуляться по Таврическому саду - прекрасное и очень спокойное место!

Большое спасибо за ваше внимание!