Найти тему
Ретранслятор.RU

Сестра Елизаветы II, принцесса Маргарет: путь гламурной королевской особы к трагедии

Сестра Елизаветы II, #принцесса Маргарет, была своего рода гламурным символом послевоенного времени Великобритании. Но в один момент все резко изменилось для младшей сестры королевы Елизаветы.

Принцесса Маргарет, младшая сестра Елизаветы 2
Принцесса Маргарет, младшая сестра Елизаветы 2


Весной 1976 года старшие советники королевы #Елизаветы II обратились к премьер-министру Гарольду Вильсону с проблемой. Спустя почти 16 лет брак ее сестры Маргарет с фотографом Энтони Армстронг-Джонсом оказался в беде.
Принцесса недавно уехала на Карибский остров #Мустик со своим последним любовником Родди Ллевеллином, который почти на двадцать лет моложе ее. На Флит-стрит об этом деле знали все, и во дворце хотели пресечь любые разговоры, объявив, что Маргарет и лорд Сноудон должны расстаться.

Вильсон надеялся, что заявлением о своей отставке он обуздает шумиху в средствах массовой информации, которую вызвала эта новость. Но он ошибался. Ведь когда 19 марта было объявлено о разводе Маргарет, новость попала на первые полосы не только всех британских газет, но и бесчисленных газет по всему миру.

В конце концов, Маргарет была не просто принцессой. Она всегда была звездой и любимицей светской хроники-считалась озорной, остроумной, сексуальной и мятежной в общественном воображении. В то время, когда образ монархии казался непоколебимо твердым, она выделялась. Говорили, что людям снится, будто королева заглядывает к ним на чашку чая с пирожным. Никто бы так не сказал о ее сестре. Маргарет предпочитала кофе и сигареты, а в более поздние годы-большой стакан виски или джина. Она была забавной-и это делало ее опасной.

Даже по меркам британской королевской семьи в XX веке жизнь Маргарет была похожа на мыльную оперу. Это сравнение не доставило бы ей удовольствия, поскольку почти все, кто встречался с ней, отзывались о ее снобизме мирового уровня. Но как младшая дочь Георга VI, которая никогда реально не собиралась взойти на трон, ее жизнь превратилась в некотором роде в драму, и она конечно не могла вырваться. С самого начала пресса изображала ее типичной младшей сестрой: хорошенькой, но недисциплинированной. Это, конечно, было клише, но от которого она никогда не избавлялась.

Стать светской львицей
Маргарет, родившаяся в 1930 году, часто описывалась как более резкая из двух дочерей монарха и более снисходительная. Даже когда она была подростком, один посетитель заметил, что она была “полна характера и очень дерзка”. Дипломат Дафф Купер, который познакомился с ней, когда она была еще подростком, писал, что она была “очень привлекательной девушкой – прекрасные глаза, прекрасный рот, очень уверенная в себе и полная юмора. Она может попасть в беду еще до того, как начнет жить.”

В этом он был прав. К тому времени, когда Елизавета вышла замуж в 1947 году, Маргарет уже стала избалованной светской львицей. Фотограф Сесил Битон писал, что она “была в ночном клубе до 5.30 утра накануне и немного устала после двухчасового позирования”. Ее бывшая гувернантка Марион Кроуфорд однажды посетовала: "все больше и больше вечеринок, все больше и больше друзей, все меньше и меньше работы.”

В некотором смысле, возможно, эта репутация, которая определяла Маргарет в 1950-е годы, была не такой уж плохой вещью. Она была привлекательной молодой женщиной лет двадцати с небольшим, так что кто мог винить ее за то, что она наслаждалась жизнью? Более того, Британия в то время казалась усталой, серой, изношенной страной, все еще скованной пайками, все еще израненной бомбовыми ударами, все еще управляемой, в общем и целом, стариками, которые выиграли войну.

Если королева, сменившая Георга VI в 1952 году, казалась глотком свежего воздуха, ведя свою страну в новую Елизаветинскую эпоху, то Маргарет, казалось, несла с собой нечто большее, чем каплю голливудского гламура. Газеты, затаив дыхание, рассказывали о том, как она танцевала в предрассветные часы с аристократическими друзьями. Как отмечает один из ее биографов, Тим Хилд: "фотографии того времени показывают почти невозможно гламурную фигуру. Шляпы, букеты, сумочки-все это, по-видимому, постоянные приспособления, как и широкая соблазнительная улыбка.”

Может быть, слишком соблазнительно? Сексуальная мораль была источником огромного беспокойства в середине 1950-х гг. заголовки газет были полны так называемых несовершеннолетних преступников. Когда Британия перешла от жесткой экономии к изобилию, многие отмечали опасность общей моральной деградации. Именно на этом фоне во время коронации в 1953 году несколько зорких наблюдателей заметили, как Маргарет нежно отряхивает пушок с мундира капитана Питера Таунсенда, конюшего ее покойного отца.

Таунсенд был не только на 16 лет старше Маргарет, но и разведенным отцом двоих детей. Он предложил ей выйти за него замуж, и она была готова согласиться. Однако политики и пресса в один голос утверждали, что монархия-это безукоризненный оплот традиций в меняющемся мире, и брак неизбежно становился спорным. Кроме того, прошло не так уж много времени с момента кризиса отречения 1936 года, который, по мнению некоторых людей, был близок к полному уничтожению монархии.

На пути к трагедии
Опросы общественного мнения показали, что Маргарет следует зову сердца. После двухлетнего перерыва, в течение которого по просьбе Елизаветы II принцесса должна была подумать о возможности такого брака, Маргарет должным образом встала в строй.

“Я решила не выходить замуж за капитана Питера Таунсенда“, - объяснила она в своем заявлении в октябре 1955 года, добавив, что она”помнит учение Церкви о том, что христианский брак нерасторжим, и сознает свой долг перед Содружеством".

Вполне возможно, что ее жизнь могла бы сложиться иначе, если бы она вышла замуж за человека, которого любила. А так она медленно, но неумолимо "скатывалась" к трагедии. Однако до этого была еще мрачная сага ее отношений с Энтони Армстронг-Джонсом, за которого она вышла замуж в 1960 году.

Поначалу он казался хорошей партией. Они оба были энергичными, привлекательными и слегка беспутными. Они любили вечеринки и выпивку. И, похоже, ее новый кавалер был одобрен. В эпоху, когда создание имиджа становилось все более важным делом, а журналы превращали фотожурналистику в гламурное занятие, фотограф стал культовым героем.

Лишь немногие скептики забили тревогу. Друг и издатель Армстронг-Джонса Джослин Стивенс открыто сказала ему, что он совершает ужасную ошибку. А романист Кингсли Эймис в образе сердитого молодого человека считал, что это ужасный символ современной Британии, “когда королевская принцесса, прославившаяся своей преданностью всему самому скучному и бессмысленному, соединяется с собачьей мордой, туго обтянутой джинсами фотографией фруктовых вкусов, каких можно найти дюжинами в любом псевдо-художественном питейном погребе Лондона. Они созданы друг для друга.”

Какое-то время все шло хорошо. Маргарет, теперь графиня Сноудон, тридцати пяти лет, казалось, прекрасно подходила для того, чтобы греться в лучах Лондона шестидесятых. Она и ее муж, лорд Сноудон, водили дружбу с такими модными актерами и писателями, как Питер Селлерс и Гарольд Пинтер, их видели во всех лучших ночных клубах, и это придавало им именно ту полубогемную нотку, которая должна была быть воспринята всерьез приезжими американскими сценаристами. Как выразился знаменитый журнал "Тайм": "сейчас в Букингемском дворце гвардейцы переодеваются под музыку Леннона и Маккартни, а принц Чарльз прочно сидит в длинноволосой компании. Тогда как Маргарет стала заметным символом перемен.

"Нанесение ущерба королевской семье"

Во многом это был триумф стиля над реальной жизнью. Как была смехотворна идея о "длинноволосой компании" принца Чарльз, так и предполагаемая роль Маргарет как моста между королевской традицией и богемой была не менее иллюзорной. Для своих друзей она была все более избалованной, угрюмой и несчастной, особенно после того, как ее брак распался под давлением отношений с обеих сторон. Вместо того чтобы быть остроумной, многие люди теперь находили Маргарет откровенно грубой. Она была "утомительной, избалованной, праздной и раздражающей", писал автор дневника сэр Рой Стронг. “У нее нет направления, нет главного интереса. Ей нравятся только молодые люди.”

К началу 1970-х годов Маргарет все чаще искала убежища на своей вилле на Мустике, месте проведения ее знаменитых пьяных вечеринок. В то время как королева отдыхала в унылых, продуваемых всеми ветрами, вполне традиционных загородных поместьях Сандрингема и Балморала, залитый солнцем Карибский остров излучал исключительность, роскошь и гедонизм. Именно это и нравилось Маргарет. Правда на фоне заголовков в британских газетах о забастовках, бомбежках и протестах, она быстро стала естественной мишенью недовольства общества.

Когда в марте 1976 года стало известно о ее разводе, пресса набросилась на нее с неистовым энтузиазмом. Благодаря реформе бракоразводного законодательства несколькими годами ранее распалось больше браков, чем когда-либо прежде. И все же королевская семья должна была быть другой. Действительно, люди активно хотели, чтобы все было по-другому. Большая часть популярности монархии при жизни Маргарет была основана на ее образе счастливой, дружной семьи, посещающей церковь, с королевой и принцем Филиппом, которые считались образцовыми родителями.

Но благодаря Маргарет этот образ оказался неустойчивым. К апрелю 1978 года семь из десяти человек согласились с тем, что
она нанесла ущерб королевской семье, и всякий раз, когда ее самый откровенный критик, член парламента от лейбористов Вилли Гамильтон, говорил о ее “дорогой, экстравагантной неуместности”, многие соглашались.

"Королева и ее семья не только отражают, но и представляют общество”, - писала газета "Таймс" через два года после того, как брак Маргарет распался. - Они, как и все мы, подвержены давлению современной жизни.

Перегрин Уорсторн из "Телеграф “даже высказал предположение, что королевскую семью следует рассматривать как” нормальную “семью в эпоху вседозволенности, полную”королевских разбитых браков, веселых вдов и беспорядочных разводов". Он шутил, но в конечном счете оказался более проницательным, чем предполагал.

Для Маргарет остаток ее жизни был печальной историей после головокружительного очарования юности. Публичные выступления часто приводили к катастрофическим последствиям. Депутат-консерватор Мэтью Пэррис утверждал, что, когда она посетила его избирательный округ в 1980-х годах, она "была на джине" к середине утра и оскорбила поставщиков провизии в доме престарелых, сказав им, что их коронационный цыпленок выглядел больным.

Пройдет совсем немного времени и ее место ведущей королевской знаменитости страны будет узурпировано последним рекрутом "фирмы", #принцессой Дианой. Маргарет умерла в 2002 году после инсульта в возрасте 71 года.

Очевидный вопрос заключается в том, могло ли все сложиться иначе. Конечно отчасти Маргарет попала в ловушку условностей монархии, ожиданий общественности и просто неудачного времени. Рожденная в гораздо более почтительную эпоху, она достигла совершеннолетия в то время, когда публика жаждала гламура. Она стала ассоциироваться с предполагаемым золотым веком беззаботного гедонизма, а затем была "растоптана" во время неизбежного похмелья. Кроме того без сомнения, она всегда была обречена жить в тени своей сестры. История изобилует примерами, когда младшие королевские братья и сестры так и не могут найти себе достойной роли.

Тем не менее, даже учитывая, что Маргарет не по своей вине попала в самую яркую мелодраму, никто ведь не заставлял ее делать свою собственную роль такой распущенной, снобистской, высокомерной или грубой. Это было ее собственное решение, и в конце концов она заплатила за него высокую цену.

А что думаете Вы, поделиться своим мнением в комментариях?

Не по-королевски. Принцесса Беатрис стала мачехой

Почему британский король Георг V сменил королевскую фамилию

Почему британский король не спас Николая II, свергнутого русского кузена после революции?

Почему Елизавета II, посетив нашу страну в 1994 году, больше не приезжала в Россию?

Мы будем признательны за Вашу подписку, это важно для автора и позволит Вам следить за нашими материалам
Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Мессенджере