Найти тему
ФАН-ФЭН

«ЛЮДИ КАК БОГИ». ТРЕХСЛОЙНЫЙ ФАНТАСТИЧЕСКИЙ ПИРОГ ОТ СЕРГЕЯ СНЕГОВА. Часть 1.

Сергей Снегов "Люди как боги" (Лениздат, 1982). Обложка.
Сергей Снегов "Люди как боги" (Лениздат, 1982). Обложка.

После того, как все книги дома и у друзей были прочитаны, пришлось идти в районную библиотеку. Там я и обнаружил удивительный роман Сергея Александровича Снегова («Снегов» - это грустный псевдоним, память о холодных заснеженных лагерях; настоящее имя — Сергей Александрович Козерюк, позже «по паспорту» – Сергей Иосифович Штейн) – «Люди как боги», который во многом определил мое мировоззрение, и который критики справедливо ставят в один ряд с лучшими произведениями российской и зарубежной фантастики – от Ефремова и Стругацких до Азимова и Хайнлайна.

Многие искренне восхищаются талантом замечательного автора, однако далеко не все видят многослойность структуры произведения. Мне удалось увидеть три «уровня» популярного романа.

ПЛАСТ ПЕРВЫЙ. ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ КОСМООПЕРА.

Первый слой очевиден – масштабная космоопера на фоне грандиозных декораций, гимн разуму и развитию. Действие романа происходит примерно XXVI-XXVII веке «по-старому». Точную дату озвучивает Ромеро – один из центральных персонажей – «десятое апреля пятьсот шестьдесят третьего года новой эры». Повествование ведется от лица Эли Гамазина – вначале инженера, занятого монтажом искусственных солнц, а затем – и адмирала звездной эскадры человечества.

Сергей Снегов "Люди как боги" (Северо-Запад, 1992). Суперобложка.
Сергей Снегов "Люди как боги" (Северо-Запад, 1992). Суперобложка.

Кажется, что все мечты нашего времени о будущем сбылись. Давно нет государств, человечество едино, люди равноправны, каждый наконец-то получил «по потребностям». Верховный орган управления – Большой Совет, консультирующийся с суперкомпьютером – Большой Академической машиной. Побеждены болезни, преобразован климат. Продолжительность жизни выросла примерно до 200 лет, что позволило качественно улучшить систему образования; учеба длится несколько десятков лет. Покорена гравитация, полеты на абсолютно надежных авиетках – любимый способ передвижения землян. И вообще, Земля – место полной безопасности, благодаря искусственному интеллекту, взявшему на себя все подлежащие автоматизации функции – от управления погодой до обеспечения индивидуальной неприкосновенности каждому жителю Земли. Развившаяся до высочайшего уровня генетика позволяет не только в любой момент изменить цвет волос любому человеку (очевидно, иные параметры внешности также можно изменить без труда), но и создавать искусственных живых существ в ИНФе – Институте новых форм. Их и создают – игрушками человека будущего стали, к примеру, драконы и пегасы. Телепатическое общение стало возможно не только с людьми, но и с животными. Давно решены проблемы синтеза пищи – автор забавно описывает недовольство героя, вынужденного попробовать «раритетные» мясо и вино образца прошлых веков. Покорен не только ближний, но и дальний космос – благодаря так называемой реакции Танева (превращение вещества в пространство и пространства в вещество) звездные корабли людей перемещаются с немыслимыми скоростями; для них минимальная скорость – это скорость света. Давно обжита Солнечная система – главный герой, к примеру, монтирует на Плутоне уже седьмое «солнце». Более того, вдали от Солнечной системы создается искусственная планета Ора – по сути механизм в виде гигантского диска, «крышкой» которого является поверхность планеты. Это необходимо для создания особых условий в каждом секторе – ведь люди привезли на Звездный конгресс звездожителей, который развиты гораздо меньше землян и нуждаются в помощи.

Неудивительно, что столь могучее, гордое, благородное, поистине богоподобное человечество успешно справляется со страшным вызовом – столкнувшись с развитой цивилизацией киборгов-разрушителей, земляне побеждают – причем не столько за счет технического превосходства, сколько благодаря силе духа. При этом побежденные отнюдь не уничтожаются, а вовлекаются в мирный процесс космического созидания… И в третьей части романа уже не разрушители, но демиурги помогают найти выход из сложной ситуации, в которую попадает земная экспедиция…

Интересно, что Снегов предвосхитил множество современных тенденций в фантастической литературе.

Пожалуй, самый популярный (и самый талантливый, добавлю) современный писатель-фантаст Сергей Лукьяненко в одном из лучших своих романов («Геном») строит сюжет вокруг моделирования генотипа человека. Но впервые в русской (или, если угодно, советской) фантастике об этом заговорил именно автор романа «Люди как боги»! Так, один из героев романа замечает, что в Институте Новых Форм «создают живые новообразования, до каких природа не доберется и за миллиард лет», приводя в пример говорящих дельфинов. Разрушители тоже прекрасно владеют технологиями манипуляций с генами – их глава «облекся в человекоподобие» для удобства переговоров с людьми. При этом Великий Разрушитель упоминает, что может «принять любой облик, лишь бы он был биологически возможен».

Почтовый конверт, посвященный С.А. Снегову
Почтовый конверт, посвященный С.А. Снегову

Пресловутый варп-двигатель (не перечислить фантастических книг и фильмов, компьютерных игр, да и серьезных научно-футурологических исследований, где он упоминается как двигатель Алькубьере) имеет вполне узнаваемый прообраз в виде «Аннигиляторов Танева» в снеговском романе. Отдавая должное творчеству Снегова, С.В. Лукьяненко в своем романе «Порог» с уважением и легкой, очень снеговской иронией замечает: «Русские, впрочем, уверены, что первым эту технологию ещё в двадцатом веке предложил учёный-ядерщик по фамилии Козерюк, но в историю вошёл именно мексиканский физик». Напомню, что «Козерюк» – настоящая фамилия Снегова, физика по специальности.

Примеров таких много – не буду лишать читателя удовольствия обнаружить их самостоятельно.

Что же, первый пласт романа у всех на виду! Попробуем углубиться «внутрь» романа, «раскопав» его второй пласт - пародийно-сатирический. Об этом речь пойдет в следующей публикации.

Тексти и подбор иллюстраций - Андрей Цивелев