После того, как все книги дома и у друзей были прочитаны, пришлось идти в районную библиотеку. Там я и обнаружил удивительный роман Сергея Александровича Снегова («Снегов» - это грустный псевдоним, память о холодных заснеженных лагерях; настоящее имя — Сергей Александрович Козерюк, позже «по паспорту» – Сергей Иосифович Штейн) – «Люди как боги», который во многом определил мое мировоззрение, и который критики справедливо ставят в один ряд с лучшими произведениями российской и зарубежной фантастики – от Ефремова и Стругацких до Азимова и Хайнлайна.
Многие искренне восхищаются талантом замечательного автора, однако далеко не все видят многослойность структуры произведения. Мне удалось увидеть три «уровня» популярного романа.
ПЛАСТ ПЕРВЫЙ. ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ КОСМООПЕРА.
Первый слой очевиден – масштабная космоопера на фоне грандиозных декораций, гимн разуму и развитию. Действие романа происходит примерно XXVI-XXVII веке «по-старому». Точную дату озвучивает Ромеро – один из центральных персонажей – «десятое апреля пятьсот шестьдесят третьего года новой эры». Повествование ведется от лица Эли Гамазина – вначале инженера, занятого монтажом искусственных солнц, а затем – и адмирала звездной эскадры человечества.
Кажется, что все мечты нашего времени о будущем сбылись. Давно нет государств, человечество едино, люди равноправны, каждый наконец-то получил «по потребностям». Верховный орган управления – Большой Совет, консультирующийся с суперкомпьютером – Большой Академической машиной. Побеждены болезни, преобразован климат. Продолжительность жизни выросла примерно до 200 лет, что позволило качественно улучшить систему образования; учеба длится несколько десятков лет. Покорена гравитация, полеты на абсолютно надежных авиетках – любимый способ передвижения землян. И вообще, Земля – место полной безопасности, благодаря искусственному интеллекту, взявшему на себя все подлежащие автоматизации функции – от управления погодой до обеспечения индивидуальной неприкосновенности каждому жителю Земли. Развившаяся до высочайшего уровня генетика позволяет не только в любой момент изменить цвет волос любому человеку (очевидно, иные параметры внешности также можно изменить без труда), но и создавать искусственных живых существ в ИНФе – Институте новых форм. Их и создают – игрушками человека будущего стали, к примеру, драконы и пегасы. Телепатическое общение стало возможно не только с людьми, но и с животными. Давно решены проблемы синтеза пищи – автор забавно описывает недовольство героя, вынужденного попробовать «раритетные» мясо и вино образца прошлых веков. Покорен не только ближний, но и дальний космос – благодаря так называемой реакции Танева (превращение вещества в пространство и пространства в вещество) звездные корабли людей перемещаются с немыслимыми скоростями; для них минимальная скорость – это скорость света. Давно обжита Солнечная система – главный герой, к примеру, монтирует на Плутоне уже седьмое «солнце». Более того, вдали от Солнечной системы создается искусственная планета Ора – по сути механизм в виде гигантского диска, «крышкой» которого является поверхность планеты. Это необходимо для создания особых условий в каждом секторе – ведь люди привезли на Звездный конгресс звездожителей, который развиты гораздо меньше землян и нуждаются в помощи.
Неудивительно, что столь могучее, гордое, благородное, поистине богоподобное человечество успешно справляется со страшным вызовом – столкнувшись с развитой цивилизацией киборгов-разрушителей, земляне побеждают – причем не столько за счет технического превосходства, сколько благодаря силе духа. При этом побежденные отнюдь не уничтожаются, а вовлекаются в мирный процесс космического созидания… И в третьей части романа уже не разрушители, но демиурги помогают найти выход из сложной ситуации, в которую попадает земная экспедиция…
Интересно, что Снегов предвосхитил множество современных тенденций в фантастической литературе.
Пожалуй, самый популярный (и самый талантливый, добавлю) современный писатель-фантаст Сергей Лукьяненко в одном из лучших своих романов («Геном») строит сюжет вокруг моделирования генотипа человека. Но впервые в русской (или, если угодно, советской) фантастике об этом заговорил именно автор романа «Люди как боги»! Так, один из героев романа замечает, что в Институте Новых Форм «создают живые новообразования, до каких природа не доберется и за миллиард лет», приводя в пример говорящих дельфинов. Разрушители тоже прекрасно владеют технологиями манипуляций с генами – их глава «облекся в человекоподобие» для удобства переговоров с людьми. При этом Великий Разрушитель упоминает, что может «принять любой облик, лишь бы он был биологически возможен».
Пресловутый варп-двигатель (не перечислить фантастических книг и фильмов, компьютерных игр, да и серьезных научно-футурологических исследований, где он упоминается как двигатель Алькубьере) имеет вполне узнаваемый прообраз в виде «Аннигиляторов Танева» в снеговском романе. Отдавая должное творчеству Снегова, С.В. Лукьяненко в своем романе «Порог» с уважением и легкой, очень снеговской иронией замечает: «Русские, впрочем, уверены, что первым эту технологию ещё в двадцатом веке предложил учёный-ядерщик по фамилии Козерюк, но в историю вошёл именно мексиканский физик». Напомню, что «Козерюк» – настоящая фамилия Снегова, физика по специальности.
Примеров таких много – не буду лишать читателя удовольствия обнаружить их самостоятельно.
Что же, первый пласт романа у всех на виду! Попробуем углубиться «внутрь» романа, «раскопав» его второй пласт - пародийно-сатирический. Об этом речь пойдет в следующей публикации.
Тексти и подбор иллюстраций - Андрей Цивелев