Найти тему
Q.P. Journal

Что мы на самом деле знаем об иммунитете к COVID-19

Когда мы говорим об иммунитете к коронавирусу, мы в основном имеем в виду выработку антител иммунной системой нашего организма. Но это вводит в заблуждение. Предварительное исследование, опубликованное в этом месяце, в ходе которого замерялся уровень антител у пациентов в Лондоне, показало, что от 2% до 8,5% даже не производили обнаруживаемых антител.

Хотя  семейство коронавирусов включает в себя более 40 видов, только  SARS-CoV и его дальний праправнук COVID-19  представляют серьезную угрозу для здоровья человека.
Хотя семейство коронавирусов включает в себя более 40 видов, только SARS-CoV и его дальний праправнук COVID-19 представляют серьезную угрозу для здоровья человека.

Да, все верно. Некоторые из этих людей уже перенесли ковид. Но тесты на антитела не показывают этого, упрямо выдавая отрицательный результат. Как правило, так происходит у молодых людей. Ученые предполагают, что они должны были бороться с инфекцией через клеточно-опосредованный механизм иммунной системы — белые кровяные клетки и цитокины, которые непосредственно участвуют в процессе борьбы с вирусом и убивают патогены, а не через антитела, которые нейтрализуют вирус.

О каком иммунитете идет речь? Говоря об иммунитете, люди имеют в виду защиту от болезней. Но для многих инфекционных заболеваний «иммунитет» и «невосприимчивость» являются скорее градиентом, а не полярно противоположными понятиями.

Некоторые учёные считают, что во многом разрушительная пандемия коронавируса COVID-19, унесшая сотни тысяч жизней, является следствием массовой вакцинации против гриппа, которая в последнее десятилетие активно проводилась во многих странах. В естественных условиях коронавирусы и вирус гриппа являются соперниками.
Некоторые учёные считают, что во многом разрушительная пандемия коронавируса COVID-19, унесшая сотни тысяч жизней, является следствием массовой вакцинации против гриппа, которая в последнее десятилетие активно проводилась во многих странах. В естественных условиях коронавирусы и вирус гриппа являются соперниками.

Роберт Гарри отмечает, что, например, вакцина против гриппа не обеспечивает абсолютной защиты от гриппа, а скорее предназначена для предотвращения серьезных осложнений и так называемого «падения с обрыва».

Как долго сохраняется иммунитет к COVID-19 после заражения? На самом деле мы действительно понятия не имеем. В последние месяцы в сети время от времени мелькают сообщения о том, что некоторые люди в мире заболели коронавирусом дважды, и до сих пор неясно, почему.

Хорошо известно, что другие коронавирусные инфекции дают лишь временный иммунитет, который иногда длится не более нескольких месяцев. Не исключено, что это справедливо и для COVID-19, но говорить об этом ещё слишком рано.

Какие факторы влияют на иммунную систему? Как отмечает Сара Фортуна из Гарвардской Школы общественного здравоохранения имени Чана, уже хорошо известно, что иммунитет от инфекционных заболеваний связан с силой и долговечностью иммунного ответа во время инфекции.

От своих собратьев из семейства коронавирусов COVID-19  отличается более, чем на 30%.  Разница действительно огромна - неудивительно, что один этот факт значительно увеличил количество сторонников теории об искусственном создании вируса.
От своих собратьев из семейства коронавирусов COVID-19 отличается более, чем на 30%. Разница действительно огромна - неудивительно, что один этот факт значительно увеличил количество сторонников теории об искусственном создании вируса.

Инфекция, которая вызывает тяжелые симптомы, может привести к более сильному иммунному ответу, который также будет способствовать сильному и длительному иммунитету.

С другой стороны, легкий или бессимптомный случай, скорее всего, приведет к снижению уровня антител, как это было обнаружено у пациентов с полуантителами в крови в недавнем исследовании, опубликованном в Nature Medicine.

В ходе исследования исследователи изучили небольшую группу бессимптомных пациентов с коронавирусом и обнаружили, что у них, по-видимому, антитела вырабатываются в гораздо меньших количествах. На первый взгляд, это может указывать на то, что эти люди не так уж и невосприимчивы к ковиду; но делать такие выводы тоже преждевременно — возможно, даже низкие уровни антител могут защитить вас от болезни, как предполагает новая статья в Nature.

С точки зрения науки появление COVID-19 является практически чудом: вирус является  гибридом двух представителей семейства, носителями которых являются разные животные, каким-то образом скрестились.
С точки зрения науки появление COVID-19 является практически чудом: вирус является гибридом двух представителей семейства, носителями которых являются разные животные, каким-то образом скрестились.

До сих пор не ясно, насколько бессимптомные и симптоматические случаи отличаются с точки зрения иммунитета, поскольку бессимптомные случаи активно не проверяются и не выявляются. Не существует универсального определения того, что считается бессимптомным. Это полное отсутствие симптомов? А как насчет умеренных?

«Те, у кого есть воспаление, имеют иммунный ответ, который более обнаружим и потенциально более устойчив», — отмечает Чарльз Кэрнс, декан медицинского колледжа Университета Дрекселя.

Все эти новые данные могут подчеркнуть важность клеточного иммунного ответа для борьбы с коронавирусом.

Как это может отразиться на разработке вакцины? И ещё один вопрос, на который вразумительного ответа ни у кого на данный момент нет. Как минимум, на данный момент ещё неизвестно, какой именно иммунитет к коронавирусу мы получим от вакцинации: полную неуязвимостью или же просто защиту от худших симптомов.

Некоторые исследователи заявляют о присутствии в вирусе ковида фрагментов гриппа, что ранее считалось практически невозможным с научной точки зрения, ведь в природе эти семейства вирусов являются противниками.
Некоторые исследователи заявляют о присутствии в вирусе ковида фрагментов гриппа, что ранее считалось практически невозможным с научной точки зрения, ведь в природе эти семейства вирусов являются противниками.

Некоторые эксперты уверены, что для ковида мы, вероятно, получим настоящую защиту, но наверняка никто ничего не знает — и это не то, что можно примерно оценить по уровню антител. Только в ходе испытаний третьей фазы, которые позволят непосредственно измерить эффективность вакцины) мы сможем лучше понять, какова взаимосвязь между уровнем антител и иммунитетом и какой иммунный ответ должна вызвать вакцина, чтобы обеспечить подлинную защиту.

Если окажется, что предварительное воздействие COVID-19 само по себе не гарантирует постоянного или сильного иммунитета, почти всем будет рекомендована вакцинация. Прививки от коронавируса начнут делать в детских садах и школах, наряду с плановой вакцинацией против кори, паротита и т. д.

Основной проблемой в изучении COVID-19 остается большое число бессимптомных носителей, а также тех, кто  переносит коронавирус в лёгкой форме. Получить репрезентативную картину иммунных реакций  у разных людей и понять, какие триггеры  способствуют развитию средних и тяжелых форм заболевания, практически невозможно.
Основной проблемой в изучении COVID-19 остается большое число бессимптомных носителей, а также тех, кто переносит коронавирус в лёгкой форме. Получить репрезентативную картину иммунных реакций у разных людей и понять, какие триггеры способствуют развитию средних и тяжелых форм заболевания, практически невозможно.

Именно поэтому клинические испытания для изучения безопасности и эффективности вакцины должны включать не только здоровых и находящихся в зоне риска людей, но также ранее инфицированных людей, которые перенесли коронавирус в лёгкой форме или же были его бессимптомными носителями.

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц