Найти тему
Читаем деткам

Как донести свои мысли до ребёнка через терапевтическую сказку

У старшей дочки Марго сейчас сложный период, она много огрызается, обижается на всё подряд, причём очень часто (ей 7 лет). Я понимаю, что лечить голову нужно, в первую очередь, мне, а не ей, что кучу проблем дают мои ещё детские тараканы. Но до психолога я до сих пор не дошла...

Вечером, когда младшая Эля засыпает, я остаюсь рядом с Ритой, она лежит в своей кровати, а я на матрасе рядом. И это самое хорошее время для задушевных разговоров.

Сегодня день прошёл хорошо: дети сами гуляли, пока мы с мужем убирались дома, были вкусные завтрак, обед и ужин, были вкусняшки, дача с малиной, общение с дедушкой, разговор по видео с бабушкой, новые книжки, неожиданные подарки, мы купили Марго красивую школьную форму.

Но вечером из-за мелочи Рита обиделась. День хоть и был хороший, но мы с мужем очень устали, терпения где-то не хватило, где-то мудрости и ума. Но как итог, поругались с дочкой.

Эля сейчас в непрекращающемся режиме попугая, она за Ритой повторяет всё. Поэтому следом выдала и она концерт по полной программе. А мы уже все на взводе. Короче, вечер выдался отвратительный!

И вот, лежу рядом с Ритой, пытаюсь с ней разговаривать, стараясь вытащить её из глубокой обиды, и как-то сами собой родились две аналогии, две сказки.

Колодец, рыбки и яд.

В одном глубоком чистом колодце жила семья из трёх рыбок: мама, папа и маленькая рыбка. Это была любящая семья, всем было хорошо. Но однажды кто-то вылил в самый центр колодца маленькую ложечку яда.

Это было почти незаметно, но рыбки заразились обидой. И теперь всякий раз, когда кто-то из них обижался, они сами выделяли в воду куплю яда, всё больше и больше отравляя воду вокруг и друг друга.

Потом родилась ещё одна маленькая рыбка, но она даже не знала чистой воды, с рождения жив я в окружении этого яда. Она считала, что так и должно быть, что все рыбки постоянно обижаются друг на друга, это нормально.

Но мама с папой помнили, как они жили без обид. И им было страшно за будущее своих малышей. Они понимали, что яд их либо убьёт, либо разрушит их любовь и отношения, что равносильно смерти.

Логического финала у сказки нет, но Марго как-то сразу поняла, что обида — это яд, разрушающий нашу семью. Сказала, что не может управлять своим настроением. Я ей предложила почитать завтра книги про эмоции.

У меня есть несколько книг, которые нам сейчас будут в тему. Будем работать над пониманием своих эмоций. Конечно, это надо было делать раньше, а не в 7 лет, упустила я этот момент 😔.

Ещё мы купили Рите красивый блокнот, я предложила ей вести дневник, записывая все свои эмоции. Попробует завтра разделить страницу и записать все причины, вызывающие радость и грусть/обиду. А в конце дня подсчитать и подумать над причинами, где не стоило обижаться.

Вторая «сказка» про любовь и ощущение этой любви. Рита сказала, что ей кажется, что мы её не любим, когда мы поругаемся.

Тут даже не сказка, а метафора.

Представь, что мамина любовь — это солнце. Оно светит и греет всегда. Но иногда небо затягивает тучами, тогда солнца не видно вовсе. Но оно ведь есть, правда?

Эти тучи — твоя обида. Она бывает иногда такой большой, что полностью загораживает солнце. Которое никуда не делось, не погасло, не выключились. Но из-за туч ты не видишь солнца и не чувствуешь его тепла, не чувствуешь маминой любви.

Любовь нельзя включить и выключить. Это не водопроводный кран, который можно открыть или закрыть, это не выключатель, которым можно включить или выключить свет.

Мама любит тебя всегда, солнце всегда светит. И даже если наступает ночь, солнце не исчезает, оно на месте.

Вот такие у нас проблемы... обиженный ребёнок, нервная мать. А впереди школа.

Сказки получились не сказочными, но они сочинились под моего ребёнка, и, кажется, они попали в цель. Прибегну к помощи книг в любом случае:

— Хухлаева, Хухлаев «Лабиринт души. Терапевтические сказки»;

— Наталия Кедрова «Азбука эмоций»;

— Лео Борманс «Книга про счастье».