Найти тему
Vitaly Koissin

Сторожевой катер «Сольцы»

В последнее воскресенье июля в России отмечается День Военно-морского флота.

С давних времён в традициях нашего ВМФ было давать имена боевым кораблям в честь городов. Линкор «Севастополь», ракетный крейсер «Москва»... – громкие имена! Но мало кто знает, что в составе флота был небольшой кораблик, названный «Сольцы».

Его жизнь начиналась вполне мирно, как буксирного катера-газохода. Скорее всего, построен он был незадолго до войны, так как первые серийные суда с газогенераторными двигателями (работавшими на деревянных чушках, с расходом примерно кубометр в час) стали строиться в 1935 году. Этот тип движителя, необычный для наших дней, до войны был очень популярен и выгоден в краях, богатых лесами. Такие суда не уступали обычным, но, в отличие от них, не нуждались в угле или солярке. К тому же, поскольку двигатели были серийными (с распространенных тогда тракторов «Сталинец»), только немного переделанными для работы на газе, это во многом упрощало и получение запчастей, и поиск человека, который мог сделать ремонт. Думаю, тут мог помочь любой механик из ближайшей МТС.

Началась война. В составе Северо-Западного фронта 28 июля 1941 года был сформирован Ильменский отряд кораблей, в который 5 августа был мобилизован и наш маленький кораблик, ставший сторожевым катером.

С августа по октябрь 1941 года отряд вёл боевые действия, нёс сторожевую и разведывательную службу на озере Ильмень, а также реках Волхов и Тигода, осуществлял ПВО мостов и переправ, прикрывал отход войск, обеспечивал эвакуацию населения и грузов.

20 октября 1941 года отряд был расформирован, а корабли переданы в Ладожскую военную флотилию. Для плаваний по бурной и суровой Ладоге маленькие «Сольцы» не годились, были переведены в разряд плавучих баз и служили в этом качестве до самого конца войны, с небольшим перерывом (видимо, на ремонт) в октябре-ноябре 1944 года. Несколько кубриков с отоплением и электроосвещением давали хоть какой-то уют экипажам других кораблем, менее приспособленных для долгого обитания.

Конечно, такой кораблик не участвовал в знаменитых морских баталиях. Он был просто рядовым, незаметным тружеником долгой и тяжёлой войны. Но в том, что в 1941 году всё-таки удалось остановить немцев под Ленинградом, в том, что ладожская «Дорога жизни» спасла город, есть и его заслуга...

Пока мне неизвестна его послевоенная судьба... вернулся ли он на родной Ильмень?

Адмирал Чероков, командующий Ладожской флотилией, в своих воспоминаниях пишет, что весной 1944 года «по Ладоге и Неве перешел в Ленинград отряд кораблей под командованием капитана 2 ранга А. Ф. Аржавкина, действовавший до этого на озере Ильмень» (в 1943-44 годах). Да и в целом флотилия постепенно расформировывалась; так, в марте 1944 года Северо-Западному речному пароходству были переданы «несколько тральщиков, вновь ставших обыкновенными буксирами». Вероятно, примерно в те же месяцы к мирной работе вернулись и «Сольцы».

Сперва я думал, что этот кораблик выглядел примерно так:

Газогенераторный буксир. Иллюстрация из журнала "Техника-молодёжи". Рисунок Михаила Петровского.
Газогенераторный буксир. Иллюстрация из журнала "Техника-молодёжи". Рисунок Михаила Петровского.

Но позже увидел в интернете фотографию «Сольцов» в роли сторожевого катера. Оказалось, что судно было другой конструкции, с более короткой надстройкой:

Погрузка снарядов на сторожевой корабль "Сольцы". На фото виден капитан Кудрявцев П.Я.
Погрузка снарядов на сторожевой корабль "Сольцы". На фото виден капитан Кудрявцев П.Я.

Предположительно, это тип «МСВ-30»: водоизмещение 19.3 т, длина 16 м, ширина 4 м, осадка 0.6 м, двигатель 50 л.с. (ЧТЗ-С-60), скорость 8.6 узла (16 км/ч).

+ + +

Понравилась статья? – Ставьте лайк, берите ссылку к себе в соцсети и подписывайтесь на мой канал! :-) О военной истории я пишу часто, так что Вы увидете и другие интересные публикации...