Вчера моя продуктивная сторона с треском потерпела поражение и предалась самосаботажу. Но перед сном я прочитала интересную статью из нейробиологии, после которой чуть спокойнее выдохнула.
Может быть, мое желание отложить дела на потом обусловлено не низкой концентрацией и неумением организовывать себя и пространство, а устройством моего мозга?
Группа ученых два года назад представила в прессе (Psychological Science от 17.08.2018) интересный вывод: объем амигдалы — области отвечающей за эмоциональные реакции, в том числе страх — по размеру больше у тех людей, кто предпочитает откладывать дела до более благоприятного момента и постоянно ждет вдохновения.
Ну, то есть у нас с вами. Плюс эта часть мозга только побуждает реакцию, окончательно решение принимает другая. Но у прокрастинаторов эта связь нарушена.
Получается, тревожная амигдала сигнализирует, что пора бояться, а ее рациональная директриса не участвует в разработке самого надежного плана выхода из ситуации, оставляя все решения за неспособной к таким действиям малюткой.
И мы, прокрастинаторы, тревожимся от того, что в нашей голове нет четкого и ясного плана по решению задачи, зато есть куча альтернативных вариантов — и мысль, что мы выберем не тот выход, тревожит еще больше.
Если совсем кратко: у прокрастинатора может быть реальная уважительная причина не делать дело. Просто эту причину он сам себе придумал.
А еще нельзя забывать, что мозг — не роботизированная система и там тоже бывают сбои. Иногда эта крошечная жительница нашей головы выдает ошибочную реакцию в виде переживаний и боязни.
Поэтому мы не всегда откладываем только неприятные дела, но даже вполне приятные не торопимся решать.
Конечно, любое подобное изучение группы людей имеет ряд субъективных факторов, но, правда же, круто иметь возможность свалить на кого-нибудь свою лен.. то есть прокрастинацию.