Несмотря на то, что дошколенок научился читать, деление слов на слоги может оказаться для него достаточно сложным.
Зачем же делить слова на слоги? А затем, что этот навык поможет в дальнейшем делать фонетический анализ слов на уроках русского языка, а также при изучении темы «Перенос слов».
При объяснении принципа деления на слоги обычно используется такой прием, как «подставление ладони под подбородок». Сколько раз подбородок коснется ладони - столько и слогов в слове. Чтобы научить ребенка без особого труда делить слова на части, хочу поделиться с вами играми, которые я использую в работе со своими учениками. Приведу примеры самых простых игр:
Позови слово
Обыграйте с дошкольником следующую ситуацию: «Однажды слова отправились в лес на прогулку и заблудились. Их нужно «позвать». Произнесите слово нараспев, протягивая слоги.
Попросите ребенка «позвать» слово так же. Затем предложите ему ответить, сколько частей он услышал в слове, назвать первую часть и вторую.
Для начала используйте простые слова, состоящие из двух частей (слогов). Слова, состоящие из одного слога лучше не использовать! Дошколенок может воспринять конечный звук как вторую часть слова.
Например, "доооооооо-м". Однако в дальнейшем, конечно же, можно и нужно добавлять в игру и односложные слова.
Когда ребенок научится делить на слоги двусложные слова, можно включать в игру и слова, состоящие из большего количества слогов.
Кто в каком домике живет
Нарисуйте три домика: с одним, с двумя и тремя окошками. Предложите ребенку расселить слова в домики. Для того, чтобы правильно это сделать, ребенок должен для начала разделить их на слоги:
слова, состоящие из одного слога соединить линией с домиком, у которого одно окошко;
из двух слогов – с двумя окошками;
из трех – с тремя окошками.
Для этого ваш юный ученик должен либо «позвать» слово, либо применить правило: «сколько в слове гласных букв, столько в нем и слогов». Конечно, если дошколенок с этим правилом знаком и умеет разделять звуки на «гласные» и «согласные».
Измени словечко
Предложите ребенку слово, состоящее из двух слогов.
Дайте ему следующее задание: изменить слово так, чтобы в нем слогов стало больше. Например, "МА-МА".
Ответ: "МА-МОЧ-КА" или "МА-МУ-ЛЯ".
Какое слово: короткое или длинное
Взрослый называет разные слова. Если слово короткое, дошколенок хлопает в ладоши, если длинное — топает. Можно придумать другие варианты (прыжки, наклоны, взмахи руками, удары в игрушечный барабан - решайте сами или вместе с ребенком).
Для того, чтобы детям было понятно, какое слово: короткое или длинное, произносите их с разной скоростью: короткие – быстро, а длинные – протяжно.
Такие игры очень нравятся дошколятам, а главное, они способствуют достаточно быстрому формированию умения делить слова на слоги.
Не забывайте заходить в мою группу ВКонтакте: там есть и другие "обучалки", которые я здесь не выкладываю. С другой стороны, в ленте Я-Дзен больше статей на темы психологии, здоровья и т. д. То есть, я рада вам и здесь, и там. 🙂
Читайте еще:
Как научить ребенка слышать звуки
Если ваш ребенок еще не умеет читать, я научу его. Всего пяти минут хватает, чтобы запомнить букву на онлайн-уроке. Причем, заниматься малыш может самостоятельно, без участия родителей. Перейдите на урок по ссылке: Подготовка к школе онлайн с Юлией Артеевой
Авторское право защищено ©Рядом с детьми