Этот год у меня проходит под знаком античной литературы. От эпических поэм Гомера я перешла к древнегреческим трагедиям и обнаружила, что в трагедиях, которые мне попадаются, часто прослеживается одна и та же мысль. Она повторятся у трех главных древнегреческих трагиков. Она есть и в трагедиях Эсхила (например, Персы, Агамемнон, Прометей прикованный), и Софокла (например, Антигона, Царь Эдип), и Еврипида (например, Геракл, Андромаха).
Эта мысль заключается в том, что земные величие и слава могут быть утеряны в одночасье. Пока человек жив его положение в любой момент может круто измениться.
Так, Андромаха процветала будучи супругой великого Гектора. Но после захвата Трои она стала рабыней Неоптолема (сын Ахиллеса) и родила ему сына. Тем самым она стала матерью внука убийцы Гектора. Следует отметить, что у древних греков все закручено и запутано мощнее, чем в современных сериалах.
"Как жребий мне суровый умолить,
Что без вины меня рабыней сделал?
Нет, никого из смертных не дерзай
Блаженным звать, покуда не увидишь,
Как, день свершив последний, он сойдет
В немое царство мертвых…" (Еврипид "Андромаха")
Другой герой трагедий тоже может похвастаться запутанностью родственных связей и шатким счастьем. Так, Эдип спас Фивы, разгадав загадку Сфинкса. Он стал почтенным и мудрым царем, женившись на так кстати овдовевшей царице. Она ему родила двух сыновей и двух дочерей. Его можно было назвать счастливейшим из смертных. Но не тут-то было! В одночасье он узнал, что самый презренный из смертных, поскольку убитый по дороге в Фивы прохожий был его отцом, а заодно и первым мужем царицы, которая так не кстати оказалась его матерью. Соответственно, его собственные дети одновременно ему же братья и сестры. И что тут остается? Только выколоть глаза и отправиться бродить по свету.
"Вот, глядите – вот Эдип,
Он, загадки разгадавший, он, прославленнейший царь;
Кто судьбе его из граждан не завидовал тогда?
А теперь он в бездну горя ввергнут тою же судьбой.
Жди же, смертный, в каждой жизни завершающего дня;
Не считай счастливым мужа под улыбкой божества
Раньше, чем стопой безбольной рубежа коснется он." (Софокл "Царь Эдип")
Что говорить о смертных, если судьба ничуть не более милостива и к богам. Даже Зевс не может быть уверен в вечности своего правления. До него был Крон, значит и его самого может сменить кто-то другой. На шаткое положение Зевса и изменчивость судьбы намекает и Прометей в трагедии Эсхила "Прометей прикованный".
Лично мне нравится продолжение мысли о том, что любая слава и почет могут обернутся позором. Так, в трагедии Еврипида "Геракл" Амфитрион (отец Геракла) подбадривает Мегару (первую жену Геракла) словами о том, что проходит не только доброе, но и злое, поэтому ничего не надо бояться, надо верить, что ветер переменится.
"Поверь, Мегара, что и в жизни смерч,
Как в поле ураган, шумит не вечно:
Конец приходит счастью и несчастью…
Жизнь движет нас бессменно вверх и вниз,
А смелый – тот, кто не утратит веры
Средь самых страшных бедствий: только трус
Теряет бодрость, выхода не видя… "
Правда, Мегаре эта сентенция не помогла. Точнее даже не так. Сначала помогла. Ее с детьми отправляли на казнь, но в последний момент явился Геркал и всех спас... А потом рассудок его помрачился, и Геракл убил жену с детьми. Но что поделать, трагедии и должны быть трагичными, в жизни все-таки иначе :)
Верите, что ничто не вечно под луной? Предпочитаете делать упор на том, что благоденствие не вечно или на том, что любая беда не вечна?
См. еще #мякиш_обсуждалки #мякиш_античная литература
Если понравилась публикация, приглашаю поставить лайк и подписаться на канал❤️.