Найти тему
ОФНММ "PROmolodeJJ.ru"

«Музыка – фигня, главное – слова». А если и слова – «фигня»?

Оглавление

Есть такой термин «текстовик». Слово несуразное, некрасивое, отсекающее на корню всякое уважение к тем, кто пишет песни. «Он автор песен?», «Он поэт?». Нет, всего лишь текстовик. И неслучайно в статье появляется этот термин, ведь сегодня именно о них речь и пойдёт. О поэтах. Об авторах песен, о текстовиках, как с гордостью они сами себя называют, повторяя этот новый термин вслед за безграмотными топ-менеджерами, этот самый термин придумавшими.

(Фото: muzikarek.blogspot.com)
(Фото: muzikarek.blogspot.com)

Вот только о текстовиках не совсем обычных. Дело в том, что те исполнители, о которых речь пойдёт далее в статье, сами пишут свои песни. Честь им и хвала, ибо занятие это трудоёмкое, тонкое, порой занудное и (не скроем это) неблагодарное. Но они пишут. Они стараются. А вот насколько их старания увенчиваются успехом, и останется ли хоть что-то, если убрать музыку, звуковые спецэффекты и выделить только текст – то бишь «скелет»? Вот это и узнаем. В качестве примера возьмём нескольких молодых исполнителей, которые либо начинают завоёвывать российские радиостанции, либо уже успели сделать себе какое-никакое имя.

Сразу отметим, что сама статья – это личные придирки и точка зрения автора и основано это всё исключительно на его личных наблюдениях. Если у вас есть свои предположения по этому поводу – смело шагайте в комментарии! С вами, дорогие читатели, постоянный диджей-шутник канала PROmolodeJJ.ru Дина Елманова, и на этот раз мы вместе с вами постараемся докопаться до самой сути песен.

Так о чём поют, а точнее пишут новые имена эстрады? Давайте начнём разбираться с нашей новой рубрикой #почитаемпесни. Никакой музыки. Только тексты. Только хардкор. Только беспощадная операция. Приступим?

1 Монеточка

(Фото из открытых источников)
(Фото из открытых источников)

Восходящая (а по некоторым данным – уже взошедшая) звёздочка на небосклоне российского шоубиза. И к чести её сказать, Монеточка – это одно из лучших явлений, что случились с поп-музыкой за последние года два. Назвать её певицей язык не повернётся, да и за выступлениями её наблюдать весьма скучно. Не научилась пока что 21-летняя Лиза Гырдымова предлагать себя зрителю. Но у неё есть колоссальное преимущество: тексты и музыку она пишет полностью сама. И так как мелодию мы договорились не трогать, то давайте заглянем в лирику и послушаем, чего же такого Монеточка нам нашепчет в уши?

В тему Монеточка заходит всегда бойко, всегда с претензией, однако чем дальше Лиза углубляется в текст, тем больше её заносит куда-то не туда. Так, её главный хит «Каждый раз», растасканный всеми радиостанциями, начинается весьма мирно:

«О чём ты думаешь сейчас? Давай среди берёз густых
Читать любимый твой рассказ: страничку я, страничку ты»

А во втором куплете парковая идиллия вдруг резко сменяется полным отторжением и неприязнью:

«Уезжай и чай не допивай. Снег или дождь там - уходи.
Пусть хоть всего переморосит, пусть хоть торнадо унесёт вдаль»

У любого внимательного слушателя может сразу возникнуть вопрос: что он пропустил? В чем, а главное когда адресат сего проклятия провинился перед лирической героиней? Разве только в том, что он хочет её «снять, снять, снять, а я хочу писать стихи, стихи…». По крайней мере, об этом рассказывает сама героиня. А последнее четверостишие и вовсе превращается в набор фраз:

«И тебя не жаль, не жаль, не жаль, хоть slowmo в дыме сигарет.
Даже в миноре под рояль, даже под грустную скрипку - нет.
Если бы ты не любил стихи, превратилась бы в звонкий ямб.
Если б был наркотою ты, фитоняшкой бы стала я»

(Фото из открытых источников)
(Фото из открытых источников)

Да, девочка, то ли чай оказался слишком крепким, то ли пили вы с вашим несчастным Ромео далеко не чай… И дело здесь вовсе не в иностранных словечках, которые так раздражают ненавистников этой новой музыки, а именно в полном расхождении смыслов. Автор вдруг начинает хвататься за несколько тем сразу, упуская основную мысль повествования. И это при том, что если разбить тексты песен Монеточки на отдельные куплеты и фразы, выяснится, что поэт-то она весьма неплохой. Она очень здорово, в несколько мазков, может описать картину, не прибегая к тяжёлым выражениям и афоризмам:

«Старая конфорка блещет нам, на двоих одна заварка.
За окном темно, в окне трещина. Лампочка-Луна над парком»

Это не самый удачный пример. И это вам не Байрон. Да и не всем быть Байронами. Впрочем, самой Лизе, если судить по её интервью, куда больше по душе Анненский. Если как следует поработать с лирикой, у Монеточки могут появиться вполне связные и душевные тексты, не лишенные загадочности. Хотя один такой у неё уже есть, и он подтверждает другой её главный плюс: почти все её песни сюжетные. Каждая из них – мини-история. Например, одна из самых резонансных её композиций «90»:

«Мы курили что угодно, только не сигареты
Потушили-забыли: что было — прошло.
И только из кассеты, есть песенка Кровостока
Я с детским ужасом узнал про то, что
В девяностые убивали людей…»

"Слышь, Пчёла, тут за девяностые базар идёт..."(Фото: kinopoisk.ru)
"Слышь, Пчёла, тут за девяностые базар идёт..."(Фото: kinopoisk.ru)

И это ещё не самое интересное. Умеет Лиза с почти хирургической точностью потрошить (да простят меня за такие слова!) ситуацию, не щадя ни своих героев, ни слушателей. И делает это, не вдаваясь в отвратительные детали, без лишнего пафоса и нарочито ненормативной лексики (хотя подобные слова в её текстах нет-нет да проскальзывают).

Но за отдельные строчки просто хочется аплодировать стоя:

«Делить ларьки ужасно весело с другом на даче
Делить страну — это немножко другая задача…»

2 Шарлот

(Фото: click-or-die.ru)
(Фото: click-or-die.ru)

Не круглите глаза в удивлении – да, этот псевдоним принадлежит парню. А что? Мэрилин Мэнсон уже больше 15 лет развлекает публику, и никому и в голову не приходит спросить, почему он выступает под дамским именем! Но в данном случае интересует не его псевдоним, не музыка Шарлота в духе пародии на проект Pianoбой и не его манера одеваться (этим пусть стилисты займутся), а слова его песен.

Так что же в них есть такого, чего нет у других?

Давайте начнём с того, что попроще.

«В этой комнате тот, кому некуда бежать
В этой комнате тот, от кого ничего не стоит ждать
В этой комнате тот, кто не хочет учиться молчать
В этой комнате тот, кто будет оберегать»

Как всё трагично… Однако это самые удачные строчки Шарлота. Хотя рифмовать между собой глаголы в поэтической среде считается очень грубым моветоном. Но если музыка сглаживает впечатление, то такое обычно прощается. И только можно было бы подумать, что песенки вполне сносные, как Шарлот выдает вот это:

«Рожденных в аду, таких же, как я
Это моя семья
Рожденный в аду, закрой собой пустоту
Привет, рожденным в аду»

(Фото: afisha.tut.by)
(Фото: afisha.tut.by)

Ни тебе превью, ни тебе объяснений. Этот фрагмент, кстати, следует сразу же за предыдущей цитатой. Какая между ними связь? Да никакой. Просто набор из красивых цепляющих фраз, приправленных известной долей самобичевания. Но такой приём, как правило, срабатывает, особенно на ранимых слушателях.

Практически все песни у Шарлота фрагментарны, связать разные куски между собой чрезвычайно трудно. Если просто поделить куплеты и припевы и перемешать их, общая картина от этого не изменится.

Ну и наконец самое ядерное. Возьмём одну из первых нашумевших песен:

«На твоё каре по шею
Много мальчиков смотрело
Хочется нюхать твои волосы
Цвет настроения — розовый»

После такого хочется отмахнуться и украдкой вытереть слёзы. И дело отнюдь не в том, что строчка позаимствована у одного российского эстрадного скандалиста. Это четверостишие просто прекрасно. Прекрасно в своём отвратительности подбора слов и полном бессилии перед рифмой. Вот бывает же – хочется выдать поэму, но получается исключительно несуразное мяуканье. Да и говорить «ПО шею» про длину волос – момент очень спорный.

«Язык к языку
Губа об губу
Глаза на глаза
Щека на щеку»

По ходу звучания песни так и хочется спросить у автора: а что, собственно, происходит? Вы там головами стукнулись или чего посерьёзнее? Иногда стоит внимательней относиться к подбору слов в песне, иначе рискуешь получить не лёгкую браваду, а диалог сиамских близнецов.

А апофеозом этого безумия становится выворачивание песни наизнанку:

«Цвет настроения - розовый
Хочется нюхать твои волосы
Много мальчиков смотрело
На твоё каре по шею»

Велимир слегка в шоке от таких дел... (Фото из открытых источников)
Велимир слегка в шоке от таких дел... (Фото из открытых источников)

Это напоминает фокусы Велимира Хлебникова. Тот тоже любил менять всё местами, писать все слова, начинающиеся с одной буквы и по-всякому издеваться над русским языком. Но у него, по крайней мере, получалось дико смешно, хоть временами и страшновато. Быть может, сама песня и была написана чисто для потехи, да только в данном случае даже смеяться не получается.

Прости, Шарлот, нового Хлебникова из тебя не получилось.

3 HARU

(Фото: 100biografiy.ru)
(Фото: 100biografiy.ru)

Haru, он же Юрий Пак, тоже появился недавно, но уже успел набрать определённую когорту почитателей. И умением связывать слова в строки, а строки – в поэмы, как выяснилось, он владеет намного лучше, чем многие современные российские исполнители из числа его ровесников. А уж его умению создавать новые слова позавидует любой филолог с красным дипломом. Зато странных сочетаний слов вроде «птицы ринулись в меня» вы от него точно не услышите.

Так что же, спрашивается, он забыл в этом списке?

А вот что…

«Дома все в курсе, я твой каприз
Нам не остыть, разливай антифриз.
Рисуем дыханием прям на окне,
За что ты доверилась мне»

Так, давай рассказывай, не томи, за что она тебе там доверилась? Увы, ответа так и не узнаем, даже если песня будет затёрта до дыр. Это одно из самых раскрученных творений Пака, «Не руинь тишину», на которое слушатель наткнётся в большинстве случаев, просто вбив в поисковике имя исполнителя. Но это ещё не самые ударные строчки. Например, в ещё одном вирше «Моя девочка – модель» находим следующее:

«Знаю, что меня не кинет моя леди-ламборгини
[3] я что ли отдам? Со мною богиня»

Романтичная песенка сменяется гимном автогонщика. А как ещё прикажете это интерпретировать?

«Губы красные — феррари, каждый день как суббота.
Не механик, но я знаю, что там под ее капотом»

Интересно, а девушка лирического героя вообще в курсе, что он о ней за глаза как о своей тачке говорит?

«А play уже вынесен — капельки Henessy
Нитро мог привнести чистый табак»

(Фото: stuki-druki.com)
(Фото: stuki-druki.com)

Всё ясно. Герой ушёл в запой на несколько песен, то бишь всерьёз и надолго. Иначе как вместо девушки то «Феррари» померещится, то «Ламборджини»?

«Джаным, под звуки саксофона
Заблочь губами мои губы»

Это по-каковски?.. То ли лыжи не едут, то ли лирическому герою и правда пора завязывать с выпивкой. А то и не такое можно выдать.

«Обливаемся бензином
И горим всю ночь дотла (Ну и намёки пошли...)
Разбудила дьявола
Губы об губы, а рука в руке»

Haru явно Шарлот покусал, других объяснений нет.

«Твои глаза как моря <…>

Я люблю топиться в них на день сотни раз подряд»

Что, опять намёки на безответственные поступки? Да что не так с этим малым?..

А ещё большая беда Пака в том, что он, как и многие, всерьёз и надолго в рабстве у рифмы. Судите сами:

«Обнимая обнимай меня, не ленись
Я тебя в шею, а потом вниз»

Или:

«Крепко-крепко меня якорят
И пусть не верят, что угодно говорят»

Ох уж эта манера рифмовать смежным способом! Других ведь вообще в природе не существует.

Ну и напоследок самая гениальная фраза, которую можно смело назвать вершиной творчества…

«Я – Мари Кюри, ты – мой ласковый плутоний»

"Ну или как-то так..."(с) Евгений Баженов (Фото: tomatoz.ru)
"Ну или как-то так..."(с) Евгений Баженов (Фото: tomatoz.ru)

После подобных слов хочется предупредить: поэт, ты там с плутонием поаккуратней, что ли… И дело не в том, что это потенциально опасный элемент. Даже если плутоний и Мария Кюри пересекались, она и знать об этом не могла, так как в начале тридцатых и слова-то такого не существовало. Не вводи народ в заблуждение!

Самое интересное, что если вымести весь этот словесный мусор, то можно обнаружить и хорошие строчки. Правда, они в хаотичном беспорядке раскиданы по разным трекам. Но когда удаётся найти действительно интересные мысли или удачно подобранные слова, то даже радуешься, что ещё не всё потеряно:

«На востоке светлеет, пыльно, закат, фонари,
Вези меня чуть быстрее, небо все ярче горит»;

Или:

«Если б тебя со мной не было рядом,
То я б в этом мире был просто никем»

Может, когда захочет. Но, видимо, хочет не всегда.

------------------------------------------------------------------------------------------------

Пожалуй, для первого раза достаточно))

Вы думаете, это всё, список закончен? В том-то и дело, что нет. Если покопаться в песнях других популярных ныне исполнителей, особенно тех, которые Интернет нам навязывает под грифом «Популярное», то можно обнаружить ещё более запутанные, обескураживающие и бессмысленные строчки. Просмотрите, это весьма интересно, какую ерунду нам порой пытаются представить как достижение русской популярной музыки.

А теперь предостережение всем, кто уже готов накинуться на меня с кулаками за то, что я «посмела замахнуться на талантливых звёзд». Во-первых, кроме недостатков я выделила и то, что получилось у них очень удачно. А во-вторых, эта статья отнюдь не является приговором. То, что Монеточка, Шарлот и Haru оказались в этом списке, вовсе не означает, что их песни надо срочно удалять из телефона или предавать их анафеме. Ни одно мнение не является абсолютной правдой. К чести этих ребят, они сами пишут музыку и слова. А вот получается это, как только что выяснилось, не у всех. Кому-то явно не хватает опыта, кто-то слишком легко поддаётся эмоциям и упускает основную идею, а третьи попросту выбрали не тот стиль изложения.

На сим поставим логическую точку. Пишите в комментариях, какие песни или строчки казались вам смешными или бессмысленными, делитесь своим мнением! Только постарайтесь обойтись без взаимных оскорблений. Иначе нам придётся составить «Хит-парад самых отбойных ругательств для начинающих интернет-пользователей»))

Подписывайтесь на канал, заходите в гости к автору на Joke DJ на YouTube – там мы снимаем видео)