Устойчивость к стрессу, как и способность защищаться, относится к врожденным. Она может у человека быть выражена ярко, а может быть не выражена. Одни люди так переживают, что у них пропадает аппетит и настроение. Другие же принимают вызов, и чем сложнее кажется ситуация, тем эффективнее они с ней справляются.
Вспомните, как вы реагируете на опасности, угрозы. Некоторых людей бросает в жар, повышается концентрация внимания, откуда-то приходят правильные оценки и действия. У других людей в критических ситуациях тело парализуется холодом.
Люди разные. Когда мы знаем себя, можем понять, что чувствует ребенок. Но у него может быть иная реакция, чем у нас.
По поводу открытия и развития этой важной способности есть масса примеров из моей практики. Есть так же статья о принципах раскрытия способностей: «Как понять к чему склонен мой ребенок, и в какой сфере ему помогать развиваться: простая практика».
Я хочу рассказать о судьбе известного человека - Антона Редина, который стал золотым призером на первом этапе кубка России по сноуборду, имея врожденный ДЦП. Этот пример полезен каждому родителю, который мечтает дать ребенку правильное направление развития.
Антон Редин занялся сноубордом в 14 лет, и сейчас побеждает на различных соревнованиях. Он делает много лишних движений, и удивительно, что при этом он не падает со сноуборда.
Нам говорили, что не надо заниматься спортом, что не надо развиваться. Я приняла решение: пусть лучше сын играет в футбол, подергиваясь, чем будет сидеть ровненько в инвалидном кресле, и я его буду кормить с ложки, — говорит мама Антона.
Очень трудно родителям таких детей оценить возможности. Любовь к спорту Антону привил отец. Он сам занимался спортом с детства.
Когда ты любишь своего ребенка – не замечаешь сложностей. вкладываешь частичку души и поддерживаешь этим. Насмотревшись видео про сноуборд, Антон решил стать на доску.
Я не знаю почему, но на лыжах, в силу своей координации, он не мог делать верных движений. А когда он взял напрокат сноуборд – мы сами не поняли, как он поехал. Я, чтобы его поддержать, тоже на сноуборде пытался. Но у меня не получается, а у него с каждым разом все лучше и лучше. На одной из тренировок его заметил тренер, и понял, что у парня здесь есть будущее, – рассказывает отец Антона.
Именно с Антона началось 5 лет назад паралимпийское движение в России. У Антона самые обычные мечты. Он хочет создать семью, иметь детей, свой дом. Это обаятельный и открытый молодой человек.
Как же Антону удалось освоить сноуборд?
Родителям удалось нащупать ту способность, о которой у нас сегодня идет речь – концентрация в критических ситуациях. На лыжах монотонные движения не приводили к эффекту «лучше и лучше».
Но как только появилось ощущение опасности, быстро меняющаяся обстановка и необходимость собраться – откуда-то взялись силы и энергия. Постоянные занятия в данном направлении серьезно повлияли на развитие мальчика.
То есть, в нужный момент человек, имеющий эту способность, готов к защите: проявляет собранность, бдительность, оценивает риски.
Советские психологи дефектологи А.И. Мещеряков, И.И. Соколянский на основании исследования людей с ограниченными возможностями показали, что каждый человек обладает задатками каких-либо способностей от рождения, а степень их развития полностью обуславливается воспитанием и трудом.
Способности есть у всех людей, просто «особенным» детям их развитие дается несколько сложнее. Любая способность заметна где-то с года, и может постепенно развиваться.
Защитник с детства отстаивает и расширяет границы. Он защищает близких, едва научившись ходить.
Еще одна особенность – защитники ценят собственные вещи: это мой стул, моя тарелка. Они часто протестуют, если с ними не считаются, конфликтуют, когда «не по-моему». Нужно выделить ребенку собственное пространство, свой уголок, где он сам хозяин.
В подростковом возрасте им нужно давать возможность преодолеть короткий стресс и понаблюдать за реакцией.
Итак, важный принцип раскрытия способности к защите – дать возможность ребенку собраться и правильно отреагировать в сложной ситуации. Когда эта способность присутствует, человек ведет себя спокойно и собрано. Ситуации опасности делают его реакцию лучше и лучше. Такого ребенка можно смело обучать сложным видам спорта. Именно так закаляется его характер и развивается самостоятельность.
Если в критической ситуации ребенок бледнеет, теряет подвижность, начинает плохо реагировать – этой способности пока нет. Развивая мальчика, учитывайте эту особенность и чувствуйте меру. Ему нужна спокойная обстановка и отсутствие рисков.
И наконец, навык владения собой в различных ситуациях очень полезен. Обязательно рассказывайте ребенку о том, как нужно грамотно вести себя в сложных ситуациях.
Вкратце, вывод такой: есть способности – развиваем, нет способности – ищем дальше, не принуждаем. Читайте также: «Как научить своего сына и дочь навыкам защиты» и «Как воспитывать непослушного ребенка с пользой»