Найти в Дзене
Алёна Калмыкова

«Весь мир — театр, а люди в нем...» Как я понимаю слова классика

Эти слова из комедии Шекспира были написаны ещё до нашей эры, но почему-то не затерялись в глубине веков. Не важно даже то, что многие не знают, на страницах какого произведения появились бессмертные строки. Сегодня многие согласятся, что весь мир — театр, а люди в нем - актеры. Я не соглашусь, но пока не началось представление, заходите, пьеса уже скоро начнется...
Расшифровка Шекспира Монолог из комедии «Как вам это понравится», в котором появляется это сравнение, говорит читателю о том, что в круге жизни мы никогда не остаемся на одних и тех же позициях, приходит время, и каждый должен играть свою роль. А так как исполнение зачастую выглядит наиграно, мы все явно показываем артистический грим на лицах. Даже ребенок, «ревущий» на руках у матери, исполнитель своей первой роли. В современной жизни, как и во времена Шекспира, многое рассчитано на театральный эффект, люди притворяются теми, кем не являются, поэтому вспоминается стихотворение: «Из глубины веков шептало время://


Эти слова из комедии Шекспира были написаны ещё до нашей эры, но почему-то не затерялись в глубине веков. Не важно даже то, что многие не знают, на страницах какого произведения появились бессмертные строки. Сегодня многие согласятся, что весь мир — театр, а люди в нем - актеры. Я не соглашусь, но пока не началось представление, заходите, пьеса уже скоро начнется...


Расшифровка Шекспира

Монолог из комедии «Как вам это понравится», в котором появляется это сравнение, говорит читателю о том, что в круге жизни мы никогда не остаемся на одних и тех же позициях, приходит время, и каждый должен играть свою роль. А так как исполнение зачастую выглядит наиграно, мы все явно показываем артистический грим на лицах. Даже ребенок, «ревущий» на руках у матери, исполнитель своей первой роли. В современной жизни, как и во времена Шекспира, многое рассчитано на театральный эффект, люди притворяются теми, кем не являются, поэтому вспоминается стихотворение: «Из глубины веков шептало время:// Ты будь собой и грим не надевай//Все человечество давно играет роли,// А ты попробуй сам себя сыграй.» Так и хочется спросить человека: «Кто ты, когда никто не видит?».


Сколько масок было у Шекспира

Выражение из шекспировской пьесы стало крылатым. Но мало кто знает, что роли в постановке под названием «жизнь» меняются очень часто. Для большинства играть роль — значит нацепить одну маску или наложить грим, появляясь в таком виде перед зрителями и другими актерами. У Шекспира человек часто меняет роли и лица, но в русской литературе игра передается через одну, чаще всего неизменную маску, превращая жизнь в такой же плохо скрываемый маскарад неискренности.


Актерская игра: искренность или фальш

Маски, скрывающие истинные лица, появлялись в русской литературе часто: от лермонтовского «Маскарада» и стихотворения «Из-под таинственной холодной полумаски» до стихотворения «Маски» Владимира Высоцкого, где настоящее лицо героя парадоксально принимают за сценический образ. Сегодня существует выражение «сорвать маску», которое обозначает разоблачение и демонстрацию настоящего лица. Но насколько искренне играют люди свои роли — вопрос. В стихотворении Высоцкого участник маскарада «Один — себя старался обелить,// Другой лицо скрывает от огласки,// А кто — уже не в силах отличить// Своё лицо от непременной маски». Иногда люди настолько вживаются в роль, что забывают о том, что это постановка, и играют искренне. К сожалению, актерства в современном мире много. Посмотрите хотя бы на кандидатов на выборах: одинаковые ли у них лица до избрания и после, насколько они верят в произносимые реплики, написанные и отрепетированные? А насколько убедительны сценические образы других людей? И все, что происходит у нас на глазах превращается в шоу. Но на мой взгляд, большинство людей, народ не являются ни актерами, ни зрителями в Большом театре жизни.


Не соглашусь с Шекспиром

Театр — это не просто подмостки, на которых собираются актеры. Театр — это система, где кто-то играет роль, кто-то режиссирует, кто-то становится декорацией, а кто-то смотрит. В системе жизни главных, да и второстепенных ролей не так много, актерские места заняты и артисты играют по сценарию или без него. Отличие масс от актеров значительно: актер знает свою роль. А обычные люди часто не подозревают о своём истинном значении в спектакле, а потому и не могут считаться актерами, более всего походя на собрание декораций, которым в мировой театральной постановке нашлось место и важная миссия, потому что, костюмы, как и декорации, позволяют сценическому миру обрести реальное воплощение.

Обратимся к трагедии Пушкина «Борис Годунов». Народ в этом произведении явно не знает свою роль. В борьбе за власть таких актеров как Лжедмитрий, простой люд не помогает законному и добросердечному царю взойти на трон, а становится объектом манипуляции самозванца и убийцы. Может ли народ в трагедии быть актером, если он не знает свою роль? Скорее, он выполняет роль декорации, помещенной на сцену с определенной заранее целью и помогающей сделать общее действо жизнеподобным.

Если в трагедии Пушкина еще можно назвать народ зрителем, участвующим в представлении, и поспорить с тем, что масса становится декорацией, в комедии Чехова «Вишневый сад» люди настолько безучастны к жизни, что не могут быть ни актерами, ни зрителями, ни точно режиссерами. Кульминационный момент комедии, продажа имения, даже не разыгрывается на сцене, а непосредственные участники действа настолько пассивны, что Чехов отметит: «Люди обедают, только обедают, а в это время слагается их счастье и разбиваются их жизни», как будто происходящее людей не волнует. Не становимся ли мы декорациями в чьей-то пьесе, похожие на героев «Вишневого сада» своим бездействием? Сколько времени, например, мы тратим на социальные сети, отвлекаясь от реальной жизни.

-2


Весь мир — театр, а что там в закулисье?

За кулисами Большого театра жизни все по Шекспиру: меняются роли, не оставаясь прежними, и в круге жизни, на сцене и за ней нет места настоящему человеку, не картонному. И поэтому людям все больше хочется искренности и открытости вне программы спектакля мирового масштаба. Находятся люди, которые, как и герой комедии «Как вам это понравится», готовы обратить внимание мира на лицедейство, ставшее повседневностью и неизменной частью жизни. Итак, Шекспир монологом своего героя старался сорвать маску современного мира, изобличая в нем всю его неискренность и наигранность, которая вошла в круг общественной жизни.