Найти в Дзене
ПАНТОГРАФ

Трамвай-путешественник и попытка ЛАЗа начать производство трамваев

На дворе 2011 год, на Украину поступает на обкатку для сертификации вагон 71-623 (КТМ-23) с заводским номером 41. По какой причине на Украине решили сертифицировать данную модель производства УКВЗ - точно неизвестно, но из ряда источников имеется информация, что часть городов Украины интересовались данными вагонами, а слухи о возможности закупки усть-катавских трамваев появлялись из разных городов. Также на Украину должен был пойти самый первый сочлененный вагон модели 71-631 (который сейчас работает в Санкт-Петербурге), у него изначально все надписи были на украинском языке и окраска вагона была в цветах флага Украины. Под него наиболее вероятно и производили сертификацию "рыжика", так как особых отличий у них нет, не считая количества секций. Также не исключается, что данной сертификацией ещё хотел воспользоваться и Львовский Автобусный Завод, для расширения собственной производимой продукции - троллейбусов и автобусов, проще говоря - ЛАЗ собирался начать производство трамваев.

Усть-Катав, отправка вагона на Украину
Усть-Катав, отправка вагона на Украину

Данный вагон, после успешной обкатки на улицах города Николаева и сертификации, долгое время стоял в депо города в ожидании "чуда"... И, увы, это самое "чудо" произошло.

Обкатка вагона в Николаеве
Обкатка вагона в Николаеве
Вагон в депо Николаева после прохождения обкатки и сертификации, слово «ПРОБА» на табличке означает испытания
Вагон в депо Николаева после прохождения обкатки и сертификации, слово «ПРОБА» на табличке означает испытания

Весной 2012 года данный вагон оказался в Киеве на какой-то частной территории, стоя на деревянных "рельсах". Тогда же летом 2012 года, из Усть-Катава на Украину (на ЛАЗ) отправился "голый" кузов КТМ-23. ЛАЗ собирался начать производство трамваев в том же 2012 году, таким образом он мог бы стать третьим заводом на Украине, который начал выпускать трамваи. В планах был выпуск вагонов как для узкой колеи - 1000 мм, так и для стандартной - 1520 мм.

Кузов вагона для отправки  на Украину
Кузов вагона для отправки на Украину

Когда именно и первый готовый вагон перевезли из Киева во Львов на завод ЛАЗ - неизвестно, но в 2013 году данный вагон стал числиться совершенно другой моделью, а именно - Т350А1 с заводским номером 1. Вполне вероятно, что данное обозначение модели - является заводским обозначением продукции завода (буква Т в начале скорее всего обозначает трамвай, так как троллейбусы имеют букву Е в начале обозначения модели, а автобусы - А). Примерно в те же годы (2013-2014 годы), завод останавливает производство троллейбусов и автобусов и окончательно закрывается (точнее его закрывают) в 2018-2019 годах.

Заводская табличка вагона после «смены» модели (Сити Транспорт Груп — компания владевшая заводом ЛАЗ)
Заводская табличка вагона после «смены» модели (Сити Транспорт Груп — компания владевшая заводом ЛАЗ)

Во всех этих "приключениях" вагона и его сертификацией в Украине стало понятно лишь одно, что сертификацию он все-таки получил не зря. Хоть все планы поставок вагонов УКВЗ в Украину были сорваны, из-за того что "Татра-Юг", о которой мы писали в одной из прошлых статей, начала подавать жалобы (это вместо того, чтобы повышать качество своих трамваев и уходить от конструкции 80-х годов), чтобы трамваи производства за пределами Украины не попадали на рельсы украинских городов за счет госбюджета. И у них это получилось. Сочленённый 71-631, который предназначался для Киева, после прохождения обкатки и испытаний в городе Златоуст Челябинская области простоял несколько месяцев на заводе был продан в Санкт-Петербург, а города Украины потеряли возможность приобрести современные вагоны. Однако, данная сертификация пошла на пользу, когда осенью 2012 года в город Енакиево (Донецкая область на тот момент) были подарены 3 вагона 71-623 и они довольно быстро вышли работать на линию.

Вагон 71-631 предназначавшийся для Киева
Вагон 71-631 предназначавшийся для Киева
Надписи в вагоне 71-631, предназначавшемся для Киева, первоначально были на украинском языке
Надписи в вагоне 71-631, предназначавшемся для Киева, первоначально были на украинском языке
Фото от 2018 года, вагон 71-623 так и стоит на территории ЛАЗа с 2012-2013 года
Фото от 2018 года, вагон 71-623 так и стоит на территории ЛАЗа с 2012-2013 года

На данный момент, целый вагон так и продолжает стоять на территории завода ЛАЗ и увидим ли мы его когда-нибудь работающим - остаётся загадкой. А вот где находится обычный некомплектный кузов - не известно. Есть подозрения, что данный кузов лёг в основу чего-то другого... Но об этом в следующих статьях.

Канал "ПАНТОГРАФ". Материал подготовлен и предоставлен для публикации администратором группы ВК "Все о транспорте".

Другие материалы канала о городском транспорте:

На каком транспорте ездили в городах позднего СССР. Часть 1. Трамваи

Единственный на Украине трамвай ЛВС-2009М

Отечественные новинки. Трамвай 71-411, единственный узкоколейный

-9