Найти тему
Наташа читает

Роман воспитания

Дэвид Митчелл крайне ответственно подходит к написанию романов. В его книгах можно обнаружить сотни примечаний, упоминаний феноменов мировой культуры и политики, а также отсылок к иным произведениям. Пятьсот страниц текста, куча героев, темы морали и взросление подростка - так «Под знаком черного лебедя» превращается в типичный английский бубнеж.

Правда, это проблема всех англоязычных авторов-лауреатов. Работа на отлично, идеально скроенная концепция, четкая позиция самого автора, как бы спрятанная между строк, - и через две недели после прочтения вы и не вспомните, о чем, собственно, прочитали.

Начнем с того, что ЭТО НЕ РОМАН, а сборник новелл, объединенных временем и местом действия. Каждая глава имеет определенный посыл, и часто можно ограничиться прочтением одного рассказа. Много букв, словестный поток описаний и случайных диалогов.

Главный герой и рассказчик - мальчик тринадцати лет. Непонятно, почему на обложке Джейсона называют «проблемным», поскольку его единственный «изъян» - это заикание. Остальное - вполне стандартный подростковый набор: неуверенность в себе, желание вписаться в школьную иерархию и зануда-отец, редко обращающий пристальное внимание на семью. Старшая сестра называем брата исключительно Тварь (очень мило, не так ли?), а родители больше всего хотят, чтобы ребенок наладил речь и стал нормальным.

Джейсон борется с одиночеством и визуалирует проблему. Его слова перехватывает главный враг Вешатель, а Нерожденный близнец дает подсказки и комментирует происходящее.

На страницах романа действуют десятки персонажей, из которых запоминаются максимум два. Массовка используется для оживления действия и маскирует отсутствие рефлексии и крепкого сюжета. Среди

друзей / знакомых / родственников / соседей выделяются:

- кузен Хьюго, чья крутость и взрослое мировоззрение никак не соответствуют заявленному возрасту;

- бабка-колдунья, живущая с братом в лесу;

- Подгузник, умственно отсталый, но добрый;

- Дуран, напарник Джейсона по несчастьям;

- Дон, точнее, ее грудь, привлекающая Джейсона;

- психолог, спасающая героя от мирового позора;

- Томас, его сексуальные похождения в лесу и гибель на войне.

Дэвид Митчелл вырисовывает обыкновенную жизнь эпохи, где будут тайные общества, прогулки на кладбище, ссоры родителей и самоопределение. Местами текст уверенно водит читателя за нос: появляется бодрый мистицизм и магический реализм. Границы зримого и реального чуть размываются, что дает повод для размышления.

Для меня чтение оказалось скучным и убаюкивающим, и к Митчеллу я не вернусь никогда. Увы, я вижу лишь подражание диккеновским масштабам и демонстрацию интеллектуальных возможностей автора.