Удивительно насколько влиятельной и огромной фигурой оказался Владимир Семенович Высоцкий. Он умер за несколько лет до моего рождения. Но при этом я прекрасно знаю кто это такой. Нет, не вот эти дежурные факты, что был такой мужик с гитарой и что-то там пел. Я и голос его опознаю и в творчестве немного ориентируюсь. Хотя и рос-то на англоязычной музыке. Что естественно отразилось на моём восприятии культуры.
Так вот мне никогда не нравились все эти «Солнышки лесные» и «Лето маленькая жизнь». Да, это часть нашей общей русской культуры. Может быть даже отражение русской идентичности. Но для меня эта часть абсолютно неинтересна. Кроме скуки она ничего не вызывает. И тем тревожнее мне, когда кто-то пытается вписать Высоцкого в этот сонм однообразных отечественных бардов. Взять и засунуть его на одну полку с этой частью отечественной культуры. Зачем?
С моей точки зрения Владимир Семенович был настолько огромен и велик, что он сам по себе отдельное явление. Тесновато ему будет в этом хороводе Митяевых и Кукиных. Они может и талантливые люди, но Высоцкий это нечто из другого мира. Как по мне мира рок-н-ролла. И родись он не в СССР, то, скорее всего, играл бы настоящий рок. Может быть даже излишне тяжёлый. Но вышло то, что вышло. И оно таки прекрасно.
Давайте с вами сегодня посмотрим немного фотографий из жизни великого музыканта. Вот классический и узнаваемый его образ на заглавном снимке. А кто-нибудь его таким может представить? Ведь он не из ниоткуда взялся. Он плоть и кровь той эпохи. А раз часть эпохи, то значит и пионерский галстук тут как тут.
Или вот незнакомый нам юноша. Снимок во время учёбы в десятом классе. Нет ощущения, что люди тогда выглядели старше своих лет? Такой невероятный типаж сегодня в 10 классе не встречается. То ли инфантилизма стало больше, то ли бог знает чего.
Ещё фото из его молодости. Другой, непривычный нам человек здесь изображён.
Кстати вот ругают СССР, ругают. Мол, люди там плохо жили. И машину не купить было. И уж тем более нельзя было взять иномарку. Но Высоцкий-то откуда-то брал? Там позади него «BMW 2500» стоит. Его личная машина, на которой он вполне себе ездил по Москве. Перед ней у него кстати была и «Волга», и «Копейка» и «Рено». А после он пересел на «Мерседес». Такой вот интересный штрих к истории СССР. При желании как видите можно было достать и иномарку.
Пишут, что в СССР притесняли людей и запрещал выезды за рубеж. Но гастроли-то у Владимира Семеновича были по всему миру. Англия, Мексика, США, Канада. Само собой ГДР, Польша и Венгрия. И я уж молчу, сколько было поездок по СССР. От Владивостока до Калининграда. С заездами в Чимкент, Архангельск, Одессу, Кишинев, Ереван и Магадан. Это лишь малая часть городов, где он играл. Там счёт идёт на десятки. Включая и экзотические для сегодняшнего дня концерты в Макеевке, Горловке или, например Грозном.
Вообще меня прям поражает его нечеловеческая трудоспособность. Играть в Ташкенте, затем лететь в Кёльн, а потом возвращаться в Ижевск. Я понятия не имею, кто сегодня может похвастаться подобным гастрольным графиком. И ведь часто он за один день давал несколько концертов. Параллельно успевая сниматься в фильмах и играя в театре.
Всего за свою жизнь как певец он выходил на сцену больше 1000 раз. В принципе это получается, что играл он около пятидесяти концертов в год. С одной стороны не так уж и много. С другой, это и немало для человека с акустической гитарой. Почему я беру цифру 50? Тут всё очень просто. Он прожил 42 года. Активно ездил примерно 20 лет своей жизни. Такая вот арифметика.
Но так ли уж важно, где и сколько раз он выступал? Конечно, это всё интересно. Я так вообще люблю географию, но в случае с Высоцким интересен сам феномен, что его ведь слушали по всей стране. Слушали молча и сосредоточено. На бобинах и на пластинках. Его песни не выйдет включить фоном. Композиция, построенная под ритм одной акустической гитары, опирается в первую очередь на текст. И волей-неволей начинаешь вслушиваться в слова.
У Высоцкого получилось создать огромное песенное полотно, которое впоследствии оказало колоссальное влияние как на простых людей. Так и на музыкантов. И Егор Летов и Юрий Шевчук, и Константин Кинчев признавались, что не просто слушали Высоцкого, а считают его творчество важным и влиятельным. А Борис Гребенщиков, к примеру, вообще отказался петь песни Владимира Семеновича, потому что счёл, что не сможет их спеть на одном уровне с автором. Хотя вообще каверов на его творчество существует великое множество.
На мой взгляд, это удивительный случай, когда человека нет уже 40 лет, а о нём не то что помнят, но до сих пор поют его песни и слушают авторское творчество. О нём снимают документальные и художественные фильмы. Кстати мне лично понравилась лента «Спасибо, что живой». И очень жаль, что жанр художественного кино, основанного на биографиях настоящих людей, у нас почти отсутствует. А меж тем только через кинематограф можно приучить подрастающее поколение к нашей истории. Ведь как ни крути, а Владимир Семенович стал для России куда больше чем просто ещё одним человеком с гитарой. Он сам по себе огромная глыба и ходячая эпоха. Никого и ничего подобного не было ни до него и не будет после.
В общем, покойся с миром Владимир Семенович, и знай, что потомки тебя помнят, слушают и ценят, по сей день. Пойду как раз включу чего-нибудь и послушаю. Вам же спасибо за внимание и до новых встреч.
P.S. Если кому-то интересно, то я как-то уже делал подборку о Высоцком с географией его гастролей.