Третий компакт-диск берет свое начало из того же года, на котором мы остановились. Второй CD, наполненный звездами музыкальной индустрии и яркой песенной подборкой, значительно улучшил ожидания. Было не так много "пропускных" кандидатов.
Однако странно, что третий CD начинается с одной из самых коммерческих песен Genesis. Ясно, что Коллинз и Genesis неразрывно связаны друг с другом. Не существует другой расстановки музыкантов, с которыми Фил играл на высшем уровне такое долгое время, чем со своими друзьями Майком Резерфордом и Тони Бэнксом. Есть ли место песням Genesis на этом сборнике? Вопрос дискуссионный. Допустим, что да, и одной вполне достаточно. Наличие её, как таковой, в сборнике, может быть дружеским напоминанием о том, что чем бы не занимался этот «мастер на все руки» в своей карьере, Genesis — единственная и постоянная группа. Следующий вопрос: собственно, а почему «No Son of Mine«? Является ли эта песня лучшей представительницей Коллинза в Genesis? Была ли она выбрана лишь потому, что считается одной из самых успешных песен группы? Или же потому что ее текст в основном был написан Коллинзом (как и ряд других)? Ответ может быть прост. Фил Коллинз однажды сказал (примерно в 2008 году), что он считает «No Son of Mine» и «Los Endos» лучшими произведениями Genesis. Собственно, почему тогда для сборника «Plays Well With Others» не была выбрана «Los Endos»? И почему осталась в стороне такой вариант, как «Please Don't Ask», который тоже плоть от плоти Коллинзовский? Почему не «Absent Friends», в которой состоялся дебют Фила в качестве вокалиста? Существует огромная пачка песен, у которых есть свои хорошие аргументы ЗА. Если бы вы опросили сотню фанатов Genesis, какую песню группы они выбрали бы для всеохватывающей компиляции Коллинза, скорее всего, получили бы сотню разных ответов. Так или иначе, придется нам оставить всё так, как есть: Фил Коллинз тщательно обдумал свой выбор и остановился на той песне, которой гордится.
Четыре из тринадцати песен на 3-м диске принадлежат перу Джона Мартина, и все они из разных альбомов (пятую песню - «Sweet Little Mystery» - можно найти на CD 1). Первая - "Could've Been Me" из альбома «Coudn't Love You More» (1992). Эта версия является «реинкарнацией» той, которая вышла в 1982 году в альбоме «Well Kept Secret». В оригинале Коллинз не принимал участия, зато в новой версии отыграл на барабанах и спел на бэк-вокале, в то время как Дэвид Гилмор отметился на гитаре. Известно, что звукозаписывающая компания Джона Мартина попросила у него разрешения сделать этот релиз, пока тот был занят записью другого альбома «No Little Boy» (1993). На самом деле, альбом «Coudn't Love You More» - это записи из сессий к альбому «No Little Boy». Конечно, Джон Мартин своего разрешения не дал, но лейбл Permanen Records всё же поступил по-своему, сделав релиз. Джон совсем не был этому рад, поскольку альбом «Coudn't Love You More» не соответствовал его стилю и выпущен вопреки его воли.
В 1993 году Фил Коллинз сочинил с Дэвидом Кросби из «The Byrds» и «Crosby, Still & Nash» песню «Hero». Дэвид выпустил версию, которая входит в данный сборник и в его сольный альбом «Thousand Roads». Фил Коллинз здесь отметился на барабанах, клавишах, перкуссии и на бэк-вокале - именно подобный мультиинструментализм он практиковал в «Both Sides», которым тогда занимался. Также Фил выпустил собственную демо-версию песни, вышедшую в итоге на B-сайде к синглу «We Wait And We Wonder». Работа довольно устаревшая, особенно в стилистическом плане. Хорошо, что в сборник не вошла демо-версия Фила.
Следующая песня Джона Мартина «Ways to Cry» - еще одна «модифицированная» запись. Изначальная вышла в альбоме 1973 года «Inside Out» (без участия Фила). Теперь следите за руками: и «Could've Been Me», и «Ways to Cry» вышли в альбомах «Coudn't Love You More» и «No Little Boy». Согласно аннотациям к сборнику «Plays Well With Others», вошедшая в него версия — именно из «No Little Boy». А вот и нет! На самом деле, из «Couldn't Love You More» (1992)! Очевидно, что Джону Мартину сия очевидная неточность не понравилась бы, причем не столько из-за недостоверных данных, сколько из-за того, что не была выбрана версия из «No Little Boy».
[Если вы ничего не поняли, объясняю: в альбом «Couldn't Love You More» попала версия, которая длится 4:43, а в «No Little Boy» удлиненная — 5:03 — прим. переводчика]
Кавер-версия Фила Коллинза песни Кертиса Мейфилда "I've Been Trying", честно говоря, раздражает. Стоит уточнить: это хорошая версия отличной песни. Раздражает то, что она уже появлялась в сборнике Фила «Love Songs» и в бонус-диске переиздания «Both Sides», поэтому мы вновь ходим по старым тропам. Плюс, сам Фил здесь играет на всех инструментах, поэтому сие не соответствует идее "играет хорошо с другими" (plays well with others). Кажется, Фил просто любит её, и именно это, судя по всему, является главной причиной. Но на этом сборнике она является кандидатом на "пропуск", что, увы, несправедливо по отношению к самому треку.
Дюк Эллингтон сочинил «Do Nothing 'Till You Hear From Me» в начале 40-х. Фил Коллинз в 1995 году записал новую версию с продюсером Майкла Джексона Куинси Джонсом для его кавер коллекции «Q's Jook Joint», ограничившись лишь исполнением. Спустя год Джонс в качестве дирижера отправится в тур с Коллинзом и его Биг Бэндом, и Фил будет исполнять песню на бис. Об этом нужно упомянуть, поскольку Биг-Бэнд тур состоит в основном из инструментальных версий, а Коллинз оставлял свою барабанную установку только для того, чтобы спеть на бис 1-2 раза. Совершенно ясно, что эта песня ему очень подходит.
Fourplay - американский джазовый квартет Натана Иста, который гастролировал нон-стоп с Филом Коллинзом в течение 1994 - 1997 годов. В свою очередь, оба они работали с Филипом Бейли, что привело к такому хиту, как «Easy Lover». В 1995 году Fourplay записали кавер на песню «Why Can't It Wait Till Morning« Фила Коллинза из альбома «Hello I Must Be Going» с его собственным вокалом, что, конечно, не совсем похоже на кавер. Спустя 13 лет после оригинала эта песня всё еще свежа, и очень жаль, что она так и не вернулась в концертный репертуар Фила.
Далее ещё одна работа Джона Мартина, которая изначально вышла в альбоме «And» 1996 года. Коллинз отбарабанил весь альбом, в котором также принял участие его давний приятель и бас-гитарист Джон Гиблин. Бэк-вокал Фила в песне «Suzanne», которая включена в сборник, очень заметен.
В 1998 году Фил Коллинз принес песню «Looking for an Angel» для альбома «La Mia Risposta», который стал уже пятым сольным для 24-летней итальянской певицы и автора песен Лауры Паузини. Почти во всех треках альбома сыграл Натан Ист. К «Looking For an Angel» Фил Коллинз написал текст, музыку и сделал аранжировку. Спустя несколько лет он напишет «High Flying Angel» для своего би-сайда. Неизвестно, что стало причиной внезапного и легкого скопления темы ангелов. Хотя Фил не поет и не играет здесь, очевидно, что это песня вполне в его стиле, поэтому она вписывается в концепцию сборника «Plays Well With Others».
Сэр Джордж Мартин выпустил альбом с кавер-версиями песен, которые "пятый битл" изначально спродюсировал для самой успешной группы в истории музыки. В нем приняли участие различные гости, которые не обязательно связаны с музыкой. Например, актеры Шон Коннери, Робин Уильямс, Джим Керри и Голди Хоун. Одним из музыкантов, работавших над альбомом, был Фил Коллинз. Он взялся за попурри «Golden Slumbers \ Carry That Weight \ The End», которое изначально вышло в альбоме «Abbey Road» (1969). Коллинз отметился на вокале, на барабанах и перкуссии. Его версия не особо близка к оригинальной, однако очевидно, что Фил, будучи поклонником, получает от неё удовольствие. Настоящая изюминка, хотя многие поклонники, вероятно, уже имеют эту песню в своей коллекции из бутлегов, би-сайдов и раритетов.
«Urban Revewal» - трибьют альбом Фила Коллинза, содержащий кавер-версии его песен в жанре R&B, соул и хип-хоп. Это был неожиданный и смелый проект. Lil' Kim, ранее известная по песне «Lady Marmalade», которую она записала с Кристиной Агилерой, Pink и Mya, взяла самую популярную песню. Ее название было переиначено в хип-хоп стиле - «In The Air Tonite». Фил Коллинз не принимал участие в записи, хотя его можно услышать в использованном здесь сэмпле. Соответствует ли трек сборнику «Plays Well With Others», вопрос опять дискуссионный. Его концепции - нет, не соответствует. Тем не менее она добавляет сборнику еще один аспект. Впрочем, как сказал Айс-Ти: "Не трогай моего Фила!"
В 2003 году Фил Коллинз выпустил второй диснеевский саундтрек «Brother Bear» после весьма успешной работы над «Tarzan». В записи участвовали сессионные музыканты, которые менее известны поклонникам Коллинза, поэтому они «Хорошо Играют с Другими». Решение включить коллинзовскую версию «Welcome» - весьма интересна [и неоднозначна? — прим.]. Почему не версия Орена Уотерса и Blind Boys of Alabama? Почему не «Great Spirits», спетая Тиной Тернер, с которой Коллинз работал еще в 1986 году над ее альбомом «Break Every Rule» (в частности, над хитом «Typical Man»)? Почему не «Transformation» с Женским болгарским хором? Или «Trashin' the Camp» с N'Sync из саундтрека к «Тарзану»? Было гораздо больше очевидных вариантов сотрудничества Фила с Диснеем. А данный сомнительный выбор вызывает лишь сожаление.
Последний трек на 3-м компакт-диске - пятая и последняя песня Джона Мартина. На этот раз кавер на «Can't Turn Back the Years» Фила из альбома «Both Sides» - версия, которая еще тише и медленнее оригинала, звучащего почти празднично. Кавер Мартина вошел в его альбом 2011 года «Heaven and Earth», почти через 2,5 года после смерти самого Джона. Материал был записан в течение 8 лет и описывает последние годы его жизни. Такая работа, как «Can't Turn Back the Years» хорошо вписывается в этот контекст и добавляет песне еще одну величину. Фил Коллинз только подпевает на бэк-вокале. Но дружба с Джоном Мартиным, кажется, была очень важна для него, судя по большой доле песен в данном сборнике. Для среднестатистического поклонника Джона Мартина присутствие его в такой достопочтенной коллекции весьма велико. Можно взять любое количество коллабораций, которые могли бы быть включены сюда, поэтому достаточно 2-3 треков Джона и чуть разнообразить остальные. В любом случае, для CD временной лимит не исчерпан. Первый компакт-диск звучит 72 минуты, второй - 76 минут, третий - всего час. На оставшееся время можно было бы добавить еще 3-4 песни. Непонятно, почему свободное место так и не использовали. В карьере Фила было достаточно коллабораций, чтобы заполнить предполагаемый второй том еще 60 песнями.
CD3 не соответствует стандартам, установленным на первых двух дисках. Утверждение, что оно охватывает период до 2011года немного лукаво. Кавер версия «Can't Turn Back the Years» была записана за некоторое время до 2009 года. Поток сотрудничества Фила с другими артистами после 90-х годов значительно сократился. Из-за проблем со здоровьем Коллинзу было трудно играть на барабанах после реюньон-тура Genesis в 2007 году, а позже и вовсе пришлось с этим закончить. Стоит отметить, что альбом «Going Back» (2010) здесь не рассматривался, хотя и в нем есть неплохие коллаборации.
Оригинал: Ульрих Клемт. Перевод: Андрей Борисов.