Найти тему
ТРИКСТЕР | Научно о религии

Староверы хотят стать новой идеологической опорой России

Россия до сих пор в поиске новой идеологии. Заигрывание с РПЦ как наиболее крупной религиозной организацией имеет свои негативные последствия: РПЦ теряет свой авторитет из-за частых скандалов, которые ярко отражены в СМИ. На этой почве староверы предложили свою концепцию идеологии.

Митрополит Корнилий, предстоятель Русской православной старообрядческой церкви, и Владимир Путин
Митрополит Корнилий, предстоятель Русской православной старообрядческой церкви, и Владимир Путин

25 июля 2019 года Минюст зарегистрировал организацию "Всемирный союз староверов", которая призвана помогать старообрядческих группам, способствовать их консолидации и развитию. Председателем союза является Леонид Севастьянов, меценат, предприниматель, имеет связи со священноначалием РПЦ и Римской католической церковью.

Севастьянов 25 июля 2020 года выступил с докладом, где осветил политические амбиции староверов. Текст доклада можно прочитать здесь, ниже я сделал краткий обзор основных идей.

Леонид Михайлович Севастьянов
Леонид Михайлович Севастьянов

Самый первый тезис доклада гласит:

"Старообрядчество, объединенное в особый союз или ассоциацию, способно выступить новой идеологической платформой и силой в России."

Не думаю, что это вообще реализуемо, но старообрядцы действительно могут иметь вес в будущем нашей страны. Старообрядцы принимают участие в госпрограмме по освоению Дальнего Востока, переезжая из Бразилии. Ссылка о староверах в Бразилии будет в конце статьи.

Одной из главных отличительных черт старообрядчества от новобрядчества в лице РПЦ Севастьянов считает противостояние русскоцентризма грекоцентризму. Староверы не стремятся соответствовать греческой модели христианства, в отличие от РПЦ.

Старообрядцы
Старообрядцы

Старообрядчество сохранило дораскольную русскую ментальность без погони соответствовать греческим образцам. Русский уклад церкви, сформировавшийся к приходу Никона, был самодостаточным и самоценным.

"Россия для старовера становится целью, а не средством."

Старообрядчество решает проблему неоязыческого национализма, считает Севастьянов. Неоязычники увидели в дохристианской славянской культуре основу русского самосознания. Однако именно старообрядчество является подлинной русской христианской религией.

Севастьянов затронул экономический вопрос:

"Староверие не одобряет идеологию бедности и настаивает на том, чтобы каждый гражданин жил в достатке."

Свой тезис он усилил тем, что старообрядцы в России стали аналогом протестантов на Западе, где последние привели к бурному экономическому развитию. Действительно, в дореволюционной России среди крупных купцов было много старообрядцев:

"Старообрядчество продвигает труд, как особую добродетель. Работа или собственное дело являются участием в божественном процессе творчества. Бог сотворил мир, а человек через труд уподобляется Творцу."
Купцы-староверы
Купцы-староверы

Далее Севастьянов сказал, что старообрядцы открыты к мировым достижениям и готовы перенимать "технологические и культурные формы". Он упоминает старообрядческое меценатство, которое развивало русский театр, оперу, способствовало достижениям серебряного века русской культуры.

В заключительной части Севастьянов сказал, что "старообрядчество может стать идеологической опорой правого, либерального-патриотического вектора развития нашей страны", где личная деловая инициатива, основанная на консервативных ценностях, станет базой экономического роста России.

"Представители староверия могли бы с чистой совестью рассказывать о христианской аскезе, принципах хозяйствования, общинности и соборности. Тем самым склонять общество и представителей РПЦ к нравственному выздоровлению и совершенствованию, к развитию традиционных для Руси соборно-демократических начал, как основе современного гражданского общества".

Как староверы живут в Южной Америке

-5