Найти тему

Русские: смерть культуры?

Оглавление

Общество, согласно популярной в середине – второй половине 20-го века теории американского социолога Т.Парсонса, является системой человеческого действия (взаимодействия). При этом связующим компонентом, без которого никакое общество не может существовать, является культура, которую образуют общие нормы и убеждения входящих в него людей.

Разрушение большевиками веками складывавшейся традиционной культуры русского народа (системы его традиционных убеждений) и уничтожение самого русского общества, как особой социальной системы, лишило русский народ основы его существования и развития. Однако народная культура не может исчезнуть мгновенно. Она уходит только вместе со смертью её носителей.

Носителями русской народной культуры оставалось поколение, получившее основы образования и воспитания до начала 20-х годов, то есть рождённое в России ещё до начала 2-го десятилетия 20-го века. Последние представители этого поколения вышли на пенсию (то есть ушли из активной общественной жизни) к началу 70-х годов. Видимо, этим рубежом и следует датировать окончание существования русской народной культуры, как массового явления (отдельные небольшие очаги её местами ещё продолжали существовать и позже).

Признаков постепенного вымирания русской народной культуры в советские годы можно назвать достаточно много. К середине 70-х годов окончательно исчезли из жизни русского населения народные спортивные игры: лапта, городки, разные виды борьбы и т.п., а также детские игры (казаки-разбойники, салки и т.п.).

-2

В послевоенные десятилетия полностью ушли из употребления русские народные песни (заменённые шлягерами и песнями из кинофильмов). Даже профессиональные их исполнители в 70-е годы утратили популярность и почти исчезли со сцены. Забыта была и русская пляска.

-3

Дольше всего не хотела умирать русская традиция кулачного боя, выродившись в советское время в массовые драки молодёжи, но уже без каких-либо общепризнанных правил и ограничений. После перестройки эта традиция плавно перешла в практику криминальных разборок бандитских шаек, а в 90-е - и футбольных хулиганов.

После отмены церковного брака, ликвидации индивидуальных хозяйств и переселения большинства жителей русской деревни в городские бараки и коммуналки стала быстро распадаться русская традиционная семья (отразившись в стремительном росте числа разводов и абортов), что ещё больше осложнило передачу культурной традиции между поколениями.

Постепенно деградировала и такая важная часть культуры, как народная мораль. Впрочем, это была общая проблема для всего СССР. Попытки в сталинскую эпоху путём массовой пропаганды и агитации с одной стороны, и изоляции от общества (в спецпоселения, специнтернаты, тюрьмы, колонии и лагеря) «чуждых элементов» с другой, внедрить в сознание советских граждан общие нормы социалистической морали имели поначалу некоторый, очень небольшой успех. Однако возвращение в города и сёла страны после смерти Сталина миллионов заключённых (к тому же, на тот момент имели опыт заключения уже десятки миллионов граждан СССР) свело на нет эти достижения и, даже, отбросило общество далеко назад.

-4

Привыкшие за много лет жизни в заключении к антиобщественной морали, большинство бывших зеков стали рассадниками её и в гражданской жизни, в первую очередь привлекая к себе уголовной романтикой ещё в детстве потерявшую на войне своих отцов молодёжь.

-5

Это явление нашло отражение даже в музыкальной культуре тех лет. Появился и начал набирать всё большую популярность среди населения жанр уголовного шансона.

-6

В меньшей степени пострадала в советские годы традиционная мораль мусульманской части населения страны из-за сохранения многих религиозных обычаев и тесно связанной с ними традиционной семьи.

Общее падение морали в СССР не могло не затронуть и его вооружённых сил. Приблизительно с середины или конца 60-х годов начала давать о себе знать проблема так называемой «дедовщины» в армии («годковщины» на флоте). Вряд ли можно считать случайностью, что окончательное укоренение в первой половине 70-х годов этой разрушительной для русской военной морали традиции совпало с достижением призывного возраста поколением, рождённым и воспитанным, с одной стороны, миллионами уголовников вернувшихся в 1953 – 1955 годах из сталинских лагерей, а с другой – ещё более многочисленной, лишённой семейной культуры «безотцовщиной», ставшей продуктом воспитания детских домов, интернатов и «улицы» в голодные годы военных и первых послевоенных лет.

Дополнительными причинами возникновения этого явления стали также, по-видимому, допуск к военной службе в эти годы имеющих судимость призывников с одной стороны, и последствия увольнения из армии и флота в конце 50-х годов сверхсрочно служащего младшего комсостава с другой. Пришедшие в казармы наскоро подготовленные прапорщики и мичманы не смогли полноценно заменить там опытных профессионалов-сверхсрочников, в результате чего срочники оказались фактически предоставленными самим себе в условиях, близких к лагерному быту. В такой обстановке воспитанники бывших зеков и «выпускники» спецколоний и специнтернатов почувствовали себя «как рыба в воде», постепенно навязав остальным порядки «зоны» и сделав армейской традицией фактически уголовную мораль.

-7

Став с начала 70-х годов массовым явлением в вооружённых силах, гнойник дедовщины начал естественным образом отравлять мораль и всего остального общества. Попав в трудовые коллективы, многие носители этой «заразы» продолжали попытки незаконно получить преимущество перед коллегами, по привычке сбиваясь для этого в стаи «своих» людей. Во многом благодаря этому явлению пышным цветом расцвели в последние десятилетия советской власти воровство государственного имущества на предприятиях и в учреждениях страны, «блат» в сфере распределения. Неофициальным девизом значительной части населения СССР тогда стали поговорки: «всё вокруг народное – всё вокруг моё» и «хочешь жить – умей вертеться». То и другое означало брать у государства всё, что «плохо лежит», а «плохо лежало» очень многое.

-8

Сами эти пороки возникли, конечно же, не в 70-е годы, а значительно раньше. В сущности, они появились одновременно с самим советским обществом и были от него совершенно неотделимы. Первоисточником «блата», в частности, стали привилегии партийных и крупных государственных чиновников, которым предоставлялось особое снабжение лучшими продуктами и товарами в обход рядовой массы потребителей. В 60-70-е годы распределение «по блату» неформально было распространено также и на «нужных» и «своих» людей нарождающейся новой советской подпольной буржуазии, а также просто на родных и «друзей» распределявших государственную продукцию чиновников.

Последствия утраты народной культуры особенно резко проявляли себя в быту. Уже с середины 60-х годов начинает быстро расти смертность среди русского населения, в основном от чрезмерного употребления алкоголя. Появляется наркомания. Пишу это и как очевидец, поскольку в конце 70-х годов лично не раз наблюдал приготовление и употребление «химки» (из конопли) в общежитии политехникума в г. Комсомольске-на-Амуре (учился там после окончания 8-го класса). Во многом из-за злоупотребления алкоголем погибли два моих дяди (по матери) и два двоюродных брата.

-9

Не зря говорится: «свято место пусто не бывает». На место быстро исчезающей народной культуры, примерно с конца 50-х годов, в СССР начинает проникать западная массовая культура. Так называемый «железный занавес», созданный ранее для изоляции советского народа от соблазнов Запада, в условиях всеобщей радиофикации и магнитофонизации уже не справлялся с этим постоянно усиливающимся потоком смертельно опасной для устоев социалистического общества информации.

-10

Находясь в состоянии глубокого морального кризиса, советское общество в 1970-е годы вступило в стадию своего постепенного гниения и распада.

Так же как и в последние десятилетия существования Российской империи, Запад спешил воспользоваться этим для развала СССР, усиливая подрывную работу своих спецслужб. Как и тогда главная ставка делалась на разрушение межнационального единства в нашей стране.
Не случайно, именно в это время у нас получают самое широкое распространение анекдоты на национальную тему, главными героями которых становятся русский, грузин, армянин и так называемый «чурка» - обобщённый образ всех мусульманских народов СССР. Авторы анекдотов из кожи вон лезли, чтобы представить эти персонажи в самом дурном свете и противопоставить их друг другу.

Какая именно группа в СССР специализировалась на «производстве» таких анекдотов предположить не так уж сложно. Достаточно проанализировать характеры персонажей. Русский представлен в них безнадёжным пьяницей с парадоксальным мышлением, не способным рассуждать логически. Остальные – просто глупыми, лишёнными культуры людьми. Так относиться ко всем этим народам могли только почитатели «просвещённого» Запада в нашей стране. В предыдущей статье я отнёс к их числу евреев и идеологически переродившихся представителей так называемой «советской нации».

Если статья понравилась, ставьте лайк. Чтобы читать другие статьи автора, подписывайтесь на этот канал.

Предыдущие статьи автора из серии СССР:

Русские или советские?: https://zen.yandex.ru/media/id/5e81f6e3587fbc169934fdfe/russkie-ili-sovetskie-5f097099d20c9b4c4ae9727e

Как возродилась нация, сумевшая затем разгромить нацизм?: https://zen.yandex.ru/media/id/5e81f6e3587fbc169934fdfe/kak-vozrodilas-naciia-sumevshaia-zatem-razgromit-nacizm-5f001ecf4d3e693eeaf8d137

КОЛ за КОЛлективизацию: https://zen.yandex.ru/media/id/5e81f6e3587fbc169934fdfe/kol-za-kollektivizaciiu-stalinskaia-kollektivizaciia-razgrom-selskogo-hoziaistva-5ef97d661a58f06209b76801

Как убивали русский народ: https://zen.yandex.ru/media/id/5e81f6e3587fbc169934fdfe/kak-ubivali-russkii-narod-5eeaf7a9fe00ee74beb1beaf

Зачем обманули народ в 1917?: https://zen.yandex.ru/media/id/5e81f6e3587fbc169934fdfe/zachem-obmanuli-narod-v-1917-5ee641743d4f782832b10f8f

Национальность Октябрьской революции: https://zen.yandex.ru/media/id/5e81f6e3587fbc169934fdfe/nacionalnost-oktiabrskoi-revoliucii-5ee06babec666c66707572f9

Можно ли было сохранить Россию в 1917?: https://zen.yandex.ru/media/id/5e81f6e3587fbc169934fdfe/mojno-li-bylo-sohranit-rossiiu-v-1917-5ecd1c84d235bb4423efe034

Некоторые другие статьи автора:

Западной цивилизации осталось жить 20 лет?: https://zen.yandex.ru/media/id/5e81f6e3587fbc169934fdfe/zapadnoi-civilizacii-ostalos-jit-20-let-5ef2bff4a447b30a493e7caa

ДНК-генеалогия и Велесова книга: есть ли общее?: https://zen.yandex.ru/media/id/5e81f6e3587fbc169934fdfe/dnkgenealogiia-i-velesova-kniga--est-li-obscee-5ed73620bf692770fad65522

Империя России. Часть 3. Крушение Московской цивилизации: https://zen.yandex.ru/media/id/5e81f6e3587fbc169934fdfe/imperiia-rossii-chast-3-krushenie-moskovskoi-civilizacii-5ec535d950183f040e096848

Сказание о Мамаевом побоище - басня?: https://zen.yandex.ru/media/id/5e81f6e3587fbc169934fdfe/skazanie-o-mamaevom-poboisce-basnia-5e8c5dd692068043c116f627

Русь начальная. Часть 8. Путь севера: https://zen.yandex.ru/media/id/5e81f6e3587fbc169934fdfe/rus-nachalnaia-chast-8-put-severa-5ea982166c197b5e73e5804b

Восхождение к России. Часть 4. Обретение духа: https://zen.yandex.ru/media/id/5e81f6e3587fbc169934fdfe/voshojdenie-k-rossii-chast-4-obretenie-duha-5ebbf7a4996f5f65f3407116