Сатирик Задорнов, вышучивая «тупых американцев», рассказывал о ресторанчике в штате Флорида под названием «Мандалай». В его витрине был выставлен портрет писателя Эрнеста Хемингуэя. Задорнов якобы спрашивал простых американцев о том, кто на портрете. Мало кто честно отвечал «не знаю». В основном говорили, что это Мандалай.
Ну, тупы-ы-ые!
А почему, собственно, простому американцу нужно знать Хемингуэя в лицо? Почему это знание или незнание должно служить мерилом интеллекта? Дело в том, что Задорнов подошел к американскому писателю и американцам с сугубо советской точки зрения.
В США Эрнест Хемингуэй просто один из литераторов, тысячи их. По его книгам не снято ни одного приличного фильма, например. В СССР, в среде шестидесятников, к которым, несомненно, относился и юный в те годы Михаил Задорнов, старик Хэм был культовой фигурой.
Его фотография в свитере крупной вязки, с солидной мужественной седовласой бородой, была обязательным атрибутом жилища шестидесятника. Это была своеобразная икона. Его книги были обязательны к прочтению, если ты желал считаться советским интеллигентом. Понятное дело, каждый постсоветский интеллигент знает лицо Хемингуэя как свое собственное, даже сегодня.
Вообще, это отдельная тема для изучения, как малополезная в жизни информация для некоторых людей служит маркером в системе свой-чужой. Именно поэтому всякому информационному мусору иногда уделяется слишком большое внимание. Такие люди склонны считать признаком высокого интеллекта особый сорт "элитного потребления". Мол, прочитал несколько "интеллектуальных" книг, значит умный и развитый человек. Это, конечно, смешно. Ведь при ближайшем рассмотрении эти "интеллектуальные" книги вовсе не учебники и монографии, а просто развлекательное коммерческое чтиво, пусть и высокого качества.
В ранней юности я прочитал культового «Старика и море». Эта книга оказалась вялой, унылой и предельно скучной. В ней, для советских фанатов Хемингуэя, скрывался некий глубокий внутренний смысл. Я этого смысла не нашел. После «Старика и море» у меня больше не было никакого желания читать Хемингуэя. Нет его и сейчас. Хотя я бы тоже не спутал бы Хемингуэя с Мандалаем.
P.S. Заметка написана 31 января 2015 года.