Только в этом году окончательно поставлена точка в судебном разбирательстве между шоколадными гигантами, которое длится уже десять лет. Из-за чего начался и как развивался конфликт?
Соперники из Германии
Немецкий бренд Ritter Sport выпускает свои шоколадные плитки с 1932 года. Главный секрет успеха заключался именно в их форме. Квадратную шоколадку можно было легко поместить в карман, что не всегда получалось сделать с прямоугольной.
Это отражено даже в слогане компании — "Quadratisch. Praktisch. Gut." В 1993 году они даже зарегистрировали квадратную форму в виде своего фирменного товарного знака. Это и стало камнем преткновения.
Патент на "квадратность" сильно не понравился ещё одному немецкому шоколадному бренду - Milka (является частью американский корпорации Mondelez - второй в мире производитель шоколада, поле Mars).
И они решили аннулировать этот злополучный патент Ritter Sport. Дело в том, что согласно германскому патентному праву, регистрировать форму как товарный знак нельзя. Milka решила действовать агрессивно.
10-летняя шоколадная война
В 2010 году Milka игнорирует все недовольства Ritter Sport и начинает выпускать свои квадратные плитки. Параллельно обращается с суд с требование аннулировать тот самый патент от 1993 года и добивается своего.
В 2017 Milka выиграет дело. Судья заявляет, что патенты не могут распространяться на форму изделия, если форма не влияет на цену продукта, а в плитках Ritter Sport он не видит какой-то художественной ценности.
Тогда Ritter Sport идет с апелляцией в Верховный Суд Германии. Дело сложное и процесс длится три года. Суд вынес финальное решение, что форма шоколадок Ritter — это неотъемлемая часть их маркетинговой стратегии. Она действительно не несет художественной ценности, но создает определенные ожидания у потребителей.
Эксклюзивное право на квадрат окончательно закрепилось за Ritter Sport. В 2020 году немцы могут купить квадратную шоколадку только этого бренда.
PS
Несколько лет назад в сражениях за форму пострадал Kit Kat. Атаковала его опять же компания Mondelez. Дело в том, что с 2002 по 2006 годы Kit Kat долго доказывал и наконец получил у европейского ведомства по интеллектуальной собственности патент на дизайн "четыре пальца" (это когда плитка состоит из четырех секций, как на фото).
По инициативе Mondelez, в 2018 году Европейский Суд отменил действие патента, но компания Nestle (которой принадлежит Kit Kat) отказалась сдаваться и до сих пор продолжает судебные разбирательства по этому вопросу.