Найти тему

Полезные советы: как выжать максимум из освещения в магазине и с помощью света увеличить продажи и прибыль.

Включаем свет — увеличиваем прибыль.

В нас с вами, как и во всех людях, природой заложена психологическая особенность — обращать внимание и стремиться к ярко освещенным объектам. Эту особенность давно заметили и широко используют в целях повышения продаж в своих магазинах ведущие мировые торговые сети, продающие продукты питания, одежду, обувь, мебель, гаджеты, да и любые другие товары, которые только можно себе представить.

В Америке и Европе правильно построенное качественное освещение — это безусловный атрибут 99% торговых точек!

В нашей стране ритейлеры пока еще привычно экономят на освещении, недооценивая его влияние на успешность магазина и не считая одним из ключевых инструментов продаж в современной рознице. А между тем, опыт западных стран, от которых в вопросах торгового освещения мы отстаем лет на десять, показывает, что грамотное освещение товара способно увеличить его продажи на 20-30% и тем самым существенно повысить прибыль магазина.

Согласитесь, не стали бы все эти американцы и европейцы просто так «выкидывать» деньги на специальные светильники для магазинов, если бы это было экономически нецелесообразно и не приносило прибыль!

Хотите успешный магазин, не хуже европейского, чтобы покупатели ходили к вам и покупали у вас? Читайте дальше эту статью и вы узнаете о том, как сделать в своем магазине современную правильную систему освещения, которая будет приносить прибыль, какие светильники выбрать для каких товаров, на чем можно сэкономить, а на чем нельзя и многие другие секреты торгового освещения.

Освещение магазина продовольственных товаров. На что обратить внимание.

К данной категории магазинов можно отнести и крупные гипермаркеты и супермаркеты, торгующие как продовольственными так и непродовольственными товарами, и специализированные лавки, например овощные, мясные, пекарни, магазины алкогольной продукции.

Все эти магазины остро нуждаются в специализированной подсветке.

При построении системы освещения минимаркета, супермаркета или гипермаркета нельзя опираться только на нормы, прописанные много лет назад в СНИП (см. Таблицу 1). Эти нормы гарантируют безопасность и, отчасти, комфорт покупателя в торговом зале, но... не гарантируют продажи!

Нормы, по которым строится качественное профессиональное освещение магазина, существенно отличаются от норм СНИП (см. Таблицу 2). Сделать просто светло, залить торговый зал равномерным светом по вышеуказанным нормам — этого не достаточно! Необходимо привлечь внимание покупателя к товарам. Именно за счет этого приема достигается то самое желанное увеличение продаж.

Мало того, что нужно привлечь внимание к товарам, выделив их светом, надо еще и подобрать свет каждому товару так, чтобы товар выглядел наилучшим образом.

Акцент на товарах в сочетании с правильно подобранным светом вместе дают отличный эффект! При этом, необходимо грамотно спроектировать расположение светильников, чтобы не «пересветить» или «недосветить» товар, обеспечить относительную равномерность подсветки, исключить ситуации, когда свет будет неприятно «бить» в глаза покупателю, подобрать правильную мощность, спектр, угол светового пучка и многие другие характеристики светильника. Решение этой задачи лучше доверить профессионалам с многолетним опытом проектирования освещения магазинов. Если все сделать правильно, то результатом будет доволен и покупатель и владелец магазина.

Специальные светильники для продуктов. Какие зоны в торговом зале выделить светом и почему.

Примерно в 80% продовольственных магазинов в нашей стране отсутствует акцентное освещение. Такие цифры с одной стороны печальны, но, с другой стороны, дают отличную возможность для улучшения освещения и увеличения продаж в этих магазинах.

Как уже было сказано выше, чтобы избежать скучной равномерной засветки в торговом зале и привлечь внимание покупателя к товарам, необходимо акцентное освещение. В небольших магазинах площадью до 100 — 150 кв.м. можно полностью отказаться от общего освещения и все светильники направить на стеллажи и прилавки с товарами. Такое освещение называется «высококонтрастным», т. к. создается существенный контраст между уровнем освещенности товаров и тех мест в торговом зале, где товаров нет — например, проходов. В результате, ярко освещенные витрины и стеллажи с товарами смотрятся очень выигрышно! Они так и манят покупателя, не давая пройти мимо!

Еще один плюс такого варианта — отсутствие затрат на общее освещение. В проходах итак будет достаточно света для выполнения тех самых пресловутых норм, но, при этом, светильники, которые светят в проходы, вы покупать не будете!

Для магазинов большей площади разумным подходом будет создание общего освещения и выделение акцентным светом определенных товарных групп. К таким группам относятся ФРОВ (фрукты-овощи), мясная и колбасная продукция на развес, выпечка, свежая рыба и морепродукты, вино. Не лишним для получения хороших финансовых показателей будет акцентная подсветка кулинарии, витрин или стеллажей с дорогим алкоголем, прилавка с развесными сырами. Брать будут больше! Это факт!

Также, выгодно установить дополнительное акцентное освещение на зоны, где продаются продукты с высокой маржинальностью или участвующие в акциях и требующие быстрой продажи. Таким образом можно будет привлечь к ним внимание покупателей и быстрее распродать товар и дополнительно заработать.

Подбираем спектр. Цветовая температура, индекс цветопередачи и другие важные характеристики освещения.

Как было сказано выше, существует множество товаров и, соответственно, множество зон в продуктовом магазине, которые требуют не только акцентной подсветки, но и правильно подобранного спектра света или цветовой температуры (см. Таблицу 3 и 4).

Если вы хотите, чтобы товар выглядел реалистично и покупатель видел мясо в витрине таким, каким оно и должно быть — красным с белыми прожилками, а не «землисто-серым», а свежие овощи и фрукты — яркими, натуральных цветов, а не зеленоватыми, то надо позаботиться о приобретении акцентных светильников с наиболее подходящими для данных продуктов спектрами. В СССР в эпоху тотального дефицита взяли бы и так, без всякой подсветки, любого цвета… Но сейчас, если вам важны продажи, то нужно правильно подсвечивать продукты.

Для мяса и колбасной продукции необходимо установить светильники с матрицами LIGHT РINK, имеющие цветовую температуру 1800К или попросту «розовый спектр». Лампами с таким «розовым» светом оснащали многие холодильные витрины еще в «досветодиодную» эпоху. Уверен, что и сейчас во многих магазинах можно встретить такие витрины с такими «розовыми» люминесцентными лампами.

В чем кардинальное отличие современных светодиодных светильников с LED матрицами ведущих мировых производителей, таких как LUMELEDS или CITIZEN, от тех старых люминесцентных ламп? Прежде всего, в индексе цветопередачи. Это параметр, который показывает искажение реального цвета при освещении тем или иным источником света. При естественном солнечном свете мы видим цвета такими какие они есть, без искажений. Индекс цветопередачи (CRI или Ra) люминесцентных ламп менее 80, а у современных (не китайских) LED матриц более 90. Поэтому, цвет продуктов в свете люминесцентных ламп будет не натуральным, а в свете светодиодных близким к реальности.

Второй, еще более важный момент — производители современных матриц научились делать их таким образом, чтобы цвет освещаемых предметов был красивым. Не будем вдаваться в тонкости технологии VIVID от японского производителя матриц CITIZEN или аналогичных решений других компаний, но, обычно, когда рядом включаешь обычный светодиодный светильник (о люминесцентных я даже не говорю) и светильник с матрицей 6-ого поколения, и клиенты видят разницу в том насколько круто, красиво, привлекательно выглядит освещаемый продукт, то ничего кроме «Вау!» и «А сколько стоит такой светильник?» я лично не слышал!

Кстати о цене. Эти технологии запущены в массовое производство и цены на такие светильники доступны широкому кругу потребителей. Скажем, качественный трековый светильник SUPERLED 30W с обычной матрицей CITIZEN будет стоить около 3000 рублей, а с матрицей VIVID около 5000.

Если вернуться к мясу и колбасной продукции, то люминесцентные лампы окрашивают белые прожилки в мясной продукции в розовый цвет. В результате, внешний вид получается не такой красивый. Светодиодные светильники лишены этого недостатка. Мясо будет красным, а прожилки останутся белыми.

Для освещения ФРОВ (фрукты-овощи) необходимо использовать светодиодные светильники так называемого «теплого спектра» с цветовой температурой 3000К и высоким индексом цветопередачи. Это очень важно, т. к. в данной товарной категории преобладают яркие, преимущественно теплые цвета, которым должно соответствовать освещение.

«Фруктовый развал» должен выглядеть свежим и привлекательным. Если освещение будет хорошим, покупатель не пройдет мимо.

Свежая выпечка требует еще более «теплого» освещения. Для подсветки прилавков и витрин с такой продукцией необходимо применять светодиодные светильники с цветовой температурой 2700К. Теплые оттенки желтого цвета, преобладающие в этой товарной группе, будут поддержаны «теплым» спектром света. Таким образом, эффект «румяной корочки» не потеряется, и выпечка будет выглядеть свежей, как только что из печки.

Свежая рыба и морепродукты, напротив, «не любят» желтого теплого света. Продукция в свете таких ламп приобретает неприятный зеленоватый оттенок. Поэтому, для подсветки прилавка, где выложена свежая рыба, необходимо использовать светильники с другим спектром — 4000К, а в некоторых случаях даже 5000К. Такой «холодный» свет наилучшим образом подойдет для рыбы и морепродуктов, которые будут выглядеть естественно свежими. Внимание покупателя к освещенной таким светом витрине дополнительно привлечет искрящийся на подложке лед.

Вино, паста, орехи, кулинария, торты и пирожные, элитный алкоголь — если вы хотите привлечь внимание покупателя к этим группам товаров и выделить их светом в торговом зале, используйте светодиодные светильники с цветовой температурой 3000К. «Теплый» свет отлично подойдет всем вышеперечисленным группам товаров, приманит к ним покупателя, создаст эмоции, необходимые для покупки.

Все эти товары не являются товарами первой необходимости и относятся, скорее, к небольшим «радостям жизни», а в покупках таких вещей эмоции — это как раз то, что делает кассу. Подсвеченные особым образом, вино, паста, орехи, кулинария, кондитерка, коньяк, виски будут казаться более дорогими и еще более привлекательными, чем они есть на самом деле. В данном случае цена не является единственным критерием выбора. На эмоциях люди готовы немного переплатить. Ведь они покупают не еду или напитки, а удовольствие, в какой-то степени статус и определенный образ жизни.

Важно уважать покупателя, и он отблагодарит вас рублем.

Сергей Исполатов

СТК СИСТЕМЫ ОСВЕЩЕНИЯ

для журнала "Современная торговля"

-2
-3
-4
-5