Канбаши был возведен во Внутренней Монголии - одном из самых богатых районов Китая, славящемся огромными запасами угля и природного газа. Недостатка в населении здесь не было никогда, но в 2003 году правительство решило, что люди смогут жить и в находящейся здесь пустыне Гоби. Сказано - сделано. Со временем в непригодной для жизни местности вырос грандиозный город - с музеем и оперным театром, рядами роскошных многоквартирных домов, улицами, площадями и парками. Единственная проблема заключалась в том, что никто не спешил поселиться здесь. В это, наверное, трудно поверить, но эта совершенно сюрреалистическая картина явилась естественным и логичным следствием того пути развития, по которому уже несколько десятилетий идёт китайская экономика.
Первым фактором здесь является стремление китайского правительства к урбанизации. Несмотря на то, что экономика Поднебесной в последние годы демонстрирует впечатляющие результаты, навязывая жесткую конкуренцию флагманам мирового капитализма, она отчасти остается плановой, то есть иногда развивается не естественным образом, а по велению руководства Коммунистической партии Китая. И если в тех же США тенденции в сфере недвижимости определяются свободным рынком, то здесь эти процессы временами диктуются волевыми решениями. Государство и в самом деле может запланировать строительство города-миллионника, после чего выделить финансовые и прочие ресурсы на осуществление задуманного.
Во-вторых, правительство Китая хочет видеть высокие показатели роста ВВП. По его мнению, он в конечном итоге должен привести к созданию самой мощной в мире экономики. Однако если этот параметр остается на высоком уровне из года в год, то для сохранения роста иногда приходится форсировать события неестественными способами, к числу которых относится и искусственное закачивание денег в крупномасштабные строительные проекты. По некоторым оценкам, на долю отрасли приходится 20-30% ВВП Китая. Здесь можно вспомнить факт, который часто мелькает на страницах различных изданий для описания масштабов происходящего в Поднебесной - с 2011 по 2013 год в стране было израсходовано больше цемента, чем Соединенными Штатами за весь 20 век.
И, наконец, третий фактор. У формирующегося китайского среднего класса не так уж много возможностей для инвестиций. Внешние фондовые рынки практически недоступны, а местный чрезвычайно волатилен и не внушает доверия. Кроме того, недвижимость стала одним из основных способов вложения денег после 1998 года, когда в Китае было разрешено иметь жилье в личной собственности. Поэтому, рассматривая фотографии огромного города-призрака, который называется Канбаши, надо помнить одну важнейшую вещь: многоквартирные дома, в которых никто не живет, застройщиков никоим образом не разорили. Практически все квартиры в них проданы - китайцам, которым нужно куда-то вложить деньги.
То есть мы видим здесь довольно запутанную, но эффективную схему. Китайское правительство решило построить недвижимость, чтобы увеличить ВВП. Оно раздало застройщикам доступные кредиты, а те их с удовольствием взяли, прекрасно осознавая, что все возведенное жилье будет раскуплено китайским средним классом. Тот не подвел - честно заработанные деньги потекли рекой, так как недвижимость - это один из немногих способов для инвестиций. К тому же она стабильно растет в цене.
В 2010 году, когда было завершено строительство города-миллионника, в нем проживало по разным данным от 20 до 30 тысяч человек, и он действительно казался призраком. За десятилетие, прошедшее с той поры, количество жителей выросло до двухсот тысяч. Пока непонятно, будет ли он когда-либо заселен полностью, но теперь вы знаете, что обвинять китайское правительство в бездумной трате денег именно на этом примере будет совершенно несправедливо.
Читайте также:
Больше познаваемого читайте на нашем сайте: poznavaemoe.ru