Найти в Дзене
Homo Universalis

Религия и наука несовместимы? Шесть служителей церкви, доказавших обратное.

Оглавление

Жорж Леметр (1894 - 1966)

Бельгийский священник известен не только как член Папской академии наук, но и как плодовитый ученый, внесший серьезный вклад в развитие целого ряда естественнонаучных дисциплин. Перед тем как надеть мантию аббата, юный Жорж уже успел получить диплом инженера в Левенском университете и побывать на фронтах Первой мировой войны. Последующая жизнь этого замечательного человека была посвящена исключительно науке и церкви. Работая в Гарварде и Массачусетском технологическому университете, Леметр существенно обогатил сокровищницу человеческих знаний своими работами в области математики и астрофизики. Подлинную славу в научной среде ученому священнику принесла теория известная миру как теория Большего взрыва, подразумевающая развитие нашей безграничной Вселенной из первоначального крошечного атома. Свое общеизвестное название концепция Леметра получила с легкой руки известного космолога Фреда Хойла.

Грегор Иоаганн Мендель (1822 - 1864)

Имя австрийского монаха Августинского ордена вписано золотыми буквами в историю науки, так как своей деятельностью он не просто продвинул определенную ее область вперед, а заложил базовый фундамент для совершенно новой научной дисциплины. По окончанию института Ольмюца, молодой человек принял решение посвятить свою жизнь Богу, избрав монашеский путь. Помимо церковного служения, Мендель преподавал естественнонаучные дисциплины и математику в местных гимназиях, что избавляло его от угрозы голодного существования. Параллельно со своей основной деятельностью, монах занимался самообразованием, уделяя особое внимание биологии. На определенном этапе своей жизни Мендель увлекся изучением процесса наследование признаком у растений, в связи чем им было принято решение провести исследовательский опыт с горохом в монастырском саду. В результате данного эксперимента мир получил "законы Менделя", описывающий закономерность наследования признаков от родительских организмов к их потомкам, а сам ученый почетное звание "Отца генетики".

Пьер Тейяр де Шарден (1881 - 1955)

Вполне возможно, что Тейяр де Шарден является одним из самых плодовитых мыслителей XX столетия. Сферы его интересов охватывали такие области человеческих познаний как: палеонтология, геология теология, философия, антропология. Получив достойное образование в иезуитском колледже, молодой человек принял целибат и стал преподавать точные науки в разветвленной сети католических учебных заведений, параллельно занимаясь палеонтологией и геологией. В годы Первой мировой войны, санитар-носильщик де Шарден пишет свои первые эссе на общефилософские темы. После окончания боевых действий, он возвращается к преподавательской и научной деятельности. Начиная с 1923 года Тейяр де Шарден участвует в геологических экспедициях на территории Китая, где в 1929 году с группой коллег находит останки синантропа (представитель рода Homo, близкий к питекантропу). Благодаря данному открытие его имя становится достаточно популярным в научной среде. В своей последующей деятельности священник: принимает непосредственное участие в формировании понятия "ноосфера", стремится примерить теологию и теорию эволюции, развивает собственное оригинальное понятие "Точка Омега", выдвигает довольно необычные идеи взаимодействия духа и материи. Все вышеуказанные вопросы подробно описаны им в книге "Феномен человека".

Лука Войно-Ясенецкий (1877 - 1861)

Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий с детства проявлял особую любовь к ближнему, поэтому вполне естественно, что нрав доброго юноши склонялся либо к духовной, либо к врачебной деятельности. На первом этапе своей достойной жизни будущий святитель выбрал нелегкий путь хирурга. Дальнейшая его жизнь протекала в постоянных переездах, где талантливый ученый, будучи подлинным христианином и бессребреником, лечил многочисленных малоимущих жителей провинциальной России. Параллельно с практической медициной, Валентин Феликсович занимался научной деятельностью. В 1917 году в связи с болезнью жены и профессиональной необходимостью, хирург Войно-Ясенецкий отправился в Ташкенте, где, по прошествию нескольких лет, правящий архиерей рукоположил его во священники. С этого момента Валентину Феликсовичу приходится совмещать пастырское и врачебное служение. Причудливое сочетание материалистического мировоззрения и высокой духовности вызывало неоднозначную оценку со стороны современников священнослужителя. Молитвы в преддверии операций, выступления на научных консилиумах в архиерейском облачении, использование икон и иных предметов культа - все это раздражало как поборников материализма среди коллег, так и представителей атеистической власти. В дальнейшим за свои убеждения будущему святому пришлось испытать нечеловеческие муки в многочисленных ссылках и застенках НКВД. Несмотря на этот прискорбный факт, он продолжал свою усердную службу людям и Богу. По окончанию Великой Отечественной Архиепископ Лука получил медаль "За доблестный труд в Великой Отечественной войне, а также удостоился престижной Сталинской премии. В научном мире Войно-Ясенецкий известен прежде всего как автор двух замечательных монографий "Очерки гнойной хирургии" и "Регионарная медицина". Оба труда пользовались высокой оценкой современников и активно переводились на иностранные языки. Особую интеллектуальную ценность для потомков представляет отдельный труд святителя под названием "Дух, душа и тело", где он пытается дать ответ на вечные вопросы использую свой уникальный опыт сочетания двух, на первый взгляд, противоречивых мировоззренческих позиций.

Алексей Алексеевич Ухтомский (1875 - 1942)

Еще одним красноречивым свидетельство совмещения науки и религии является судьба знаменитого советского физиолога и, по совместительству, клирика Единоверческой церкви - Алексея Алексеевича Ухтомского. Уже с детства будущий ученый проявлял необычные способности к обучению, особенно преуспевая в точных науках. По наступлению совершеннолетия, Ухтомский принял решение поступить в Московскую духовную академию, однако помимо теологии любознательного юношу неудержимо влекло к физиологии и анатомии. В связи с определенными обстоятельствами он стал вольнослушателем Восточного факультет Санкт-Петербургского университета, что в дальнейшем позволило ему перевестись на Физико-математический факультет Санкт-Петербургского университета c целью изучения физиологии. Последующая деятельность Алексея Алексеевича направлена на изучение нервной системы человека. Написание научных статей и успешная диссертация открывают ему двери передовых учебных заведений и научных сообществ, занимающихся проблемами мозга человека и животных. Плодотворная работа Ухтомского не ускользнула от всевидящего ока партии. Подобно Архиепископу Луке (см. выше), талантливый ученый был награжден премией имени Ленина и почетным членством в Советской Академии наук, предварительно пострадав от ее репрессивных мер из-за своего клерикального статуса. Самым главным достижением советского физиолога принято считать учение о доминанте как о рабочем принципе нервных центров. Параллельно с научной деятельностью, Ухтомский принимал активное участие церковном служении, являясь священником и старостой в одной из единоверческих приходов Петрограда. В 1921 Алексей Алексеевич принял монашеский постриг с имени Алипий. Таким образом, средневековый романтично притягательный образ монаха-ученого был воплощен в материалистическом XX столетии. Скончался Алексей Алексеевич Ухтомский в одной из холодных квартир блокадного Ленинграда в священнической рясе со Святым Евангелие в руках.

Флоренский Павел Александрович (1882 - 1937)

Периодически, в человеческом обществе рождаются люди способные успешно совместить несколько видов деятельности. Таковым был знаменитый русский мыслитель, математик и поэт - Флоренский Павел Александрович. Будущий священник родился семье, имеющей духовные корни. Однако свой первоначальный выбор Павел сделал в пользу физико-математического факультета Московского университета. Получив прекрасное образование в стенах светского учреждения, Флоренский принял решение получить дальнейшее образование в знаменитой Московской Духовной Академии. На протяжении своего обучения, студент интенсивно работал над фундаментальным сочинением "Столп и утверждение истины", в котором сформировал свои собственные аргументы в теодицее. По окончанию учебного заведения Флоренский, помимо священнической деятельности являлся редактором богословского журнала и преподавателем в родном университете. Параллельно с вышеуказанными занятиями, отец Александр пишет несколько книг религиозно-философской направленности, а также публикует статьи в которых пытается дать собственную интерпретацию таким общеизвестным вопросам как: теория относительности, суточное движение Земли, гелиоцентрическая модель мира. С 1919 года в качестве инженера активно привлекается для работы на заводе "Карболит"и в качестве члены отдела материаловедения в системе государственного "Главэнерго". В начале 20-х принимает непосредственное участие в общесоюзном проекте "ГОЭЛРО", где занимается исследованием свойств диэлектриков и электрических полей. К сожалению, волна арестов и судебных процессов не обошла стороной скромного профессора. Начиная с 1933 года протоиерея Флоренского отправляют в различные ссылки, где он, несмотря на тяжелые лагерные условия, продолжает свою научную деятельность. Например, будучи узником Соловецкого лагеря, отец Александр занимается исследованием метода извлечения йода из морских водорослей.

Священник, сформировавший теорию "Большего взрыва". Священник - создатель генетики. Парою жизнь преподносит нежданные сюрпризы и причудливые парадоксы, не правда ли ?