Гармоничность появляется, когда стремления полностью соответствуют даже бессознательным желаниям. Мотивирующая сила бессознательных желаний на таком высоком уровне, что противоречие им в жизни приводит к аффективным конфликтам.
Дисгармоничность
Аффективные переживания – источник образования патологического развития личности. Это можно пронаблюдать у детей, чья самооценка завышена – они доказывают всем, что они способны добиться всего, даже высочайшей оценки окружения.
Их можно сравнить со школьниками, чья самооценка на чрезмерно низком уровне. Они постоянно находятся в страхе, что их «несостоятельность» обнаружится. Это является другой стороной стремления самоутвердиться. Выражается в защитном механизме не появиться на чрезмерно высоком уровне, который школьник для себя утвердил.
Школьник не хочет думать о несостоятельности, отвергая неудачи, неправильно растолковывая факты своих неудач, что приводит к «аффекту неадекватности». Дети с невротическим развитием личности не могут достоверно понять причину поражения, проанализировать ее, чтобы двигаться дальше. Долго аффект держится у тех, кто поддерживает самоуверенность небольшими успехами. Выглядит, будто самооценка на высоком уровне, присутствует желание оставаться на уровне высоких возможностей. В реальности у него неосознанная, низкая самооценка, чрезмерная зависимость от мнения других людей.
По мере взросления некоторые начинают ценить особенности, воспринимая их как полезные. Складывается впечатление, что граница между поведением и сознанием исчезает, в реальности это не так. Патологическое развитие личности выражается в повышенной тревожности, если их недостаточно высоко оценивают. Другая группа принимает ценности, находящиеся в конфликте с особенностями, получая постоянный разлад.
Страх и тревога
Страх представляет собой эмоцию, которая отражает защитную реакцию, появляющуюся при воображаемой или реальной угрозе здоровье или благополучию. Тревога – вариант страха. Она вызвана прогнозом неуспеха, опасности, ожидания важного события в неопределенных условиях.
Если она находится в умеренном уровне, есть возможность предугадывать препятствия на пути к цели. Тревога помогает планировать способы преодоления трудностей. Тревожность на среднем уровне – главное условие активной жизни.
Преодолеть повышенную тревожность и страх можно с помощью совершения действий их вызывающих.
- Страх бессонницы можно преодолеть длительным бодрствованием.
- Способность отстраниться от ситуации, с юмором воспринимать страхи и тревогу может помочь преодолеть повышенную тревожность.
- Осознание и принятие страха отражает готовность к жизненным изменениям.
- Понимание причин страха освобождает от иллюзий, приближает к достижению идентичности.
Роль невроза
«Невроз и личностный рост» - книга психолога К. Хорни. Карен придавала значение жизненным условиям детей в семье, где не ощущается безопасность, любовь и ценность. В результате такого воспитания формируется «базальная тревога» - ощущение беспомощности перед окружающим миром, которое он пытается смягчить. Человек стремится к власти, гонится за всеобщей любовью и признанием или отчуждается от мира. Перечисленные методы противоречат друг другу, что ведет к невротическому развитию личности.
Дисгармоничное развитие личности происходит из-за множества факторов – врожденные особенности, воспитательные факторы, отношения внутри семьи и коллектива. Источники невротического развития личности – аффективные переживания, которые появляются в результате конфликта с собой.
Желаем всем здоровья!
Оригинал статьи находится здесь.
Подписывайтесь на канал и получайте новые идеи для саморазвития.