Часто говорят, что жизнь — это школа. Действительно, она постоянно чему-то учит нас и экзаменует с определённой периодичностью. Так уж сложилось, что каждые семь лет человек попадает в ситуацию анализа, выбора, переосмысления своей жизни. Цель этих семилетних циклов — накопить опыт и перейти на новый уровень развития. Только происходит это в случае, если вы успешно сдали жизненный экзамен: вышли из тупиковой ситуации, приняли верное решение, «перезапустили» свой потенциал.
Действительно, раз в семь лет в нашей жизни создаётся ситуация, требующая чётких и осознанных действий: смена работы, места жительства, круга общения, образа жизни или формы отношений с близкими. Одни, зная это, воспринимают ситуацию адекватно, другие впадают в панику, ощущая её как жизненный крах. Но в том и смысл: применить накопленный опыт и восстать, как птица Феникс из пепла, в новом, лучшем, образе.
Каждый из жизненных периодов имеет свой смысл и свою цель:
- 0-7 лет — «Кто я?» Насыщение материнской любовью, познание мира ощущений и чувств. Главный объект -мама, её образ, её любовь, прикосновения, голос. Заканчивается период «вылуплением из материнского яйца», выходом в мир, где не так комфортно и тепло, но нужно адаптироваться. Кризисная ситуация — поступление в школу.
- 7-14 лет — «Где я?» Познание мира, создание представлений о собственной личности и своём месте в мире. Главный объект — отец, который знакомит с миром вне домашних стен, передаёт опыт взаимодействия с ним. Кризисная ситуация — половое взросление, установление контактов с окружающими.
- 14-21 год- «Какой я?» Время протеста против правил, создание мировоззрения и системы ценностей, формирование интеллекта. Стремление к самовыражению, поиск себя и своего предназначения. Главные объекты — ровесники, группа. Критическая ситуация — выбор профессии, вида деятельности.
- 21-28 лет — «С кем я?» Время самоопределения, поиска смысла жизни, круга общения. Время проб и ошибок в общении с противоположным полом, создание отношений, семьи. Кризисная ситуация — взаимоотношения в паре, выбор партнёра. Человек окончательно покидает родительское гнездо и создаёт своё. Заканчивается первая фаза жизненных циклов.
- 28-35 лет — «Кем я себя ощущаю?» Укрепление положения в обществе, структуры и правил семьи. Рождение детей, осознание себя как мужа, жены, родителя. Переход на новый уровень взаимоотношений с родителями. Кризисная ситуация — переосмысление своих жизненных ролей, укрепление иерархии жизненных ценностей. Если не оторвался от родительского гнезда, не осознал смысл и значение своих жизненных ролей, в жизни начинается хаос: родители вмешиваются, отношения с партнёром не складываются, дети не радуют. Возможны разрывы отношений, конфликты на работе, ссоры с близкими, разочарование в себе.
- 35-42 года - «Второй шанс» Пересмотр созданного и достигнутого, осознание результатов и перспектив. Время работы над ошибками. Одни, их исправив, укрепляют то, что есть. Другие разрушают сделанное и начинают с нуля. Поиск новых путей удовлетворения потребностей, новых форм отношения с обществом. Если «работа над ошибками» проделана качественно и честно, то новый виток отношений или новые отношения станут счастливее и комфортнее. Если нет — есть риск совершить те же ошибки и «ходить по кругу».
- 42-49 лет - «Осознание полноты жизни» Своё гнездо создано и укреплено, своё место в жизни найдено, теперь можно позволить себе ощутить все краски мира и прочувствовать то, на что раньше не было сил и времени. Можно сказать, что (при качественном прохождении предыдущих этапов) человек наконец-то полноценно воспринимает себя и мир вокруг, приняв неизбежное и радуясь достигнутому.
- 49-56 лет - «Духовное самоосознание» Время осознания мудрости устройства жизни, анализа, поиска себя как человека разумного и самодостаточного. Время созерцания и накопления «счастливых мгновений». Завершение второй фазы жизненных циклов.
- 56-63 года - «Пора мудрости» Формирование философского отношения к жизни, осознание собственного Я, пересмотр жизненных планов и результатов их достижения.
- 63-70 лет. «Ещё есть неиспользованный шанс!» Время заново ответить на вопросы: Кто я? Какой я? Чего достиг? Что не сделал? Время, когда вспоминается, о чём мечталось в детстве и что не смог для себя сделать. Время появление новых увлечений, освоение новых навыков. Время пересмотра своей роли в жизни и семье, нахождения дипломатичных и компромиссных вариантов отношений с близкими и миром.
- 70-77 лет. «Время принятия» Принять себя в этом возрасте — значит, реально посмотреть на свои возможности и использовать их себе на радость. Принять естественный ход жизни и радоваться каждому дню, ценить всё, что даёт жизнь.
- 77-82 года. «Время гармонии с собой и миром» Если все предыдущие циклы полноценно прожиты, человеку есть, чему радоваться, от чего получать удовольствие, чем занимать своё время. Рядом будет кто-то родной и близкий: супруг, дети, внуки, друзья. Конечность жизни не будет восприниматься как катастрофа и повод для отчаяния. Следующие семилетние циклы будут иметь тот же смысл и содержание, давая возможность ещё раз ответить себе на вопросы: «Кто я в этой жизни?».
А Вы на каком цикле находитесь?