Велосипедная трансмиссия – это набор компонентов для велосипедов, которые все вместе служат для передачи усилий мышц велосипедиста на заднее колесо велосипеда, чтобы ехать. Именно благодаря трансмиссии велосипед едет, когда вы крутите педали.
Виды трансмиссии велосипеда
Многие начинающие велосипедисты ошибочно считают, что трансмиссия — это всегда цепь и звездочки, но это не так. Существует много видов:
- Прямой, когда ведущее колесо с педалями скреплено напрямую, без применения системы с цепью. Такая трансмиссия встречается на пенни-фартингах, моноциклах (с одним колесом), трехколесных детских велосипедах.
- Зубчатой, в которой используются шестеренки с зубьями.
- Вальной, в которой используются валы для передачи крутящего момента.
- Ременной. Здесь используются ремни, которые, в отличие от цепей, не требуют смазки.
- Гидравлической. Используется гидравлическая система, а не механическая.
- В виде планетарной втулки, состоящей из большого числа деталей и напоминающей коробку передач автомобиля.
- Комбинированной, являющейся гибридом сразу двух видов трансмиссий для велосипеда: внешней и внутренней (планетарной).
Каждый из перечисленных типов имеет свои преимущества и недостатки, а также целевое назначение.
Составные части трансмиссии
Классические вариант трансмиссии велосипеда имеет много частей. Рассмотрим каждую из них.
Система ведущих звёзд
Это передний набор звёзд велосипеда, расположенный на валу каретки. Служит для преобразования поступательного движения ног велосипедиста во вращательное и изменения передаточного отношения (при наличии переключателя передач).
Шатуны велосипеда
Кривошипы (шатуны) соединяют оси педалей с осью каретки. Звёзды прикрепляются, как правило, к правому шатуну. Существуют системы как с несъемными звёздами, так и поставляемые отдельно от звёзд.
Систему можно разделить на группы:
- MTB системы для горных велосипедов
- DH (англ. DownHill) системы
- Шоссейные системы
- Системы для дорожных велосипедов
- Системы с несколькими звёздами
- Планетарные системы
- С одной звездой
- С двумя звёздами («двойники»)
- С тремя звёздами («тройники»)
Этой информации достаточно, чтобы получить общее представление о системе.
Каретка
Каретка велосипеда — это подшипниковый узел, который соединяет шатуны с рамой и обеспечивает функцию крутящего момента шатунов велосипеда.
Каретка велосипеда
Каретка расположена в кареточном стакане рамы, который расположен между нижней трубой и на пересечении нижних перьев велосипеда.
Система задних звёзд
Система задних звёзд — находится на заднем колесе и крепится к втулке. Состоит она из ряда различных по размеру шестерен — звезд, которые обеспечивают широкий спектр передач в зависимости от количества зубцов звезды. Благодаря кассете можно с легкостью преодолевать подъемы и быстро ехать по прямой.
Кассета велосипеда
Существует 2 типа систем: кассета и трещотка. Вторая считается устаревшей и ненадёжной, зато дешевой.
Задняя втулка
Это центральная деталь колеса, которая вращается вокруг неподвижной оси на подшипниках. В трансмиссии велосипеда участвует только задняя втулка.
Задняя втулка велосипеда
Если с правой стороны имеется резьба, то такая втулка предназначена для установки трещотки. Втулка под установку кассеты имеет прикреплённую полым болтом трещотку в виде шлицевого барабана, на который надеваются задние звёзды.
Задний и передний переключатели скоростей
Переключатель скоростей (передач) задний. Выполняет не только функцию переключения передач, но и регулирует натяжение цепи (поддерживает ее во время переключений). Изменение передачи осуществляется путем перевода цепи с одной звездочки на другую.
Задний и передний переключатели
Передний переключатель — переводит цепь с одной звезды на другую, как и задний переключатель, но при этом не регулирует натяжение цепи. Он есть только у велосипедов с 2 и 3 передними звездами.
Велосипедная цепь
Цепь – составляющая ходовой велосипеда, которая передает энергию от педалей, через шатуны и звезды к заднему колесу. Цепь состоит из звеньев, которые могут быть соединены между собой пином или замочком. Цепи могут быть разной ширины и иметь большее или меньшее расстояние между узлами (спинами).
Именно благодаря цепи вся трансмиссия велосипеда работает как единое целое.
Шифтеры или же манетки
Шифтеры — рычаги которые находятся на руле, и работают как коробка передач в автомобиле. С помощью тросов они соединяются с задним и передним переключателями передач. Нажимаете на рычаг — цепь перекидывается на нужную звездочку спереди или сзади.
Манетки (шифтеры)
На этом перечень компонентов классической велосипедной трансмиссии подходит к концу.
Информация взята с сайта: http://velomozg.com/