Когда мы вспоминаем, что нам говорили на уроках истории про первый этап Великой Отечественной Войны, на ум приходят: героическая оборона Брестской крепости, операция "Блицкриг", блокада Ленинграда и другие события, связанные с тяжёлой обороной своих рубежей и отступлением солдатами Красной Армии. Немногочисленные успехи были лишь мимолётным явлением и с каждым днём все ужасы войны ощущала на себе всё большая часть советских земель.
На этом фоне очень неожиданно, смело и даже дерзко выглядит приказ комитета обороны СССР, написанный под диктовку Сталина о бомбардировке Берлина в августе 1941 года:
"Товарищу Водопьянову
Обязать 81-ю авиадивизию во главе с командиром дивизии товарищем Водопьяновым с 9.08 на 10.08 или в один из следующих дней, в зависимости от условий погоды, произвести налет на Берлин. При налете кроме фугасных бомб обязательно сбросить на Берлин также зажигательные бомбы малого и большого калибра. В случае если моторы начнут сдавать по пути на Берлин, иметь в качестве запасной цели для бомбежки г. Кёнигсберг.
И. Сталин
8.8.41"
Но это приказ на повторный налёт. Первый состоялся 7 августа 1941 года. Всё готовилось в строжайшей секретности. Подготовка была начата 27 июля 1941 года с приказа И. В. Сталина 1-му минно-торпедному авиационному полку 8-й авиабригады ВВС Балтийского флота: произвести бомбовый удар по Берлину и его военно-промышленным объектам.
Тайная операция готовилась полторы недели. В прибалтику начали перебрасываться силы для реализации плана, на бортах морского каравана была промышленная техника, бомбы, авиационное топливо, стальные пластины для увеличения протяжённости взлётно-посадочной полосы, оснащение для лётного и технического персонала. Корабли за ночь прошли путь из Крондштата, через заминированный Финский пролив и Балтийское море к берегам острова Эзель, осаждённой эстонской ССР.
Очень большое значение играла тактика. Рассчитывали маршруты полёта, вес бомб, которые самолёты смогут увезти, запас топлива. В итоге: полёт необходимо было совершать на большой высоте из-за мощной противовоздушной оборонительной системы врага, лететь только по прямой, без отклонений, чтобы хватило топлива, при этом на борту нельзя было держать вес больше, чем 500 кг, поэтому выбор был: одна бомба или две по 250 кг.
Бомбардировщик ДБ-3
Следующим этапом было совершение разведовательных полётов, проводилась проверка погодных условий и вычисление оборонной мощи противника.
7 августа в 21.00 с аэродрома Кагул на острове Эзель поднялась особая ударная группа из 15 бомбардировщиков ДБ-3 ВВС Балтийского флота под командованием командира полка полковника Преображенского Е. Н., загруженных бомбами и советскими листовками. Связи у пилотов не было ни со штабом, ни между собой, радиоэфир был запрещён для соблюдения секретности, практически наверняка радиосигнал был бы перехвачен немцами. Температура за бортом достигала −35...−45 °C, из-за чего стёкла кабин самолётов и очки шлемов обмерзали. Из-за большой высоты лётчики были вынуждены весь полёт провести в кислородных масках.
Советские самолёты не раз были обнаружены немцами во время своего маршрута, но принимали их за свои, отставшие или заблудившиеся, даже предлагали ближайший аэродром для посадки. 8 августа в период между 1:00 и 2:00 ночи началась бомбардировка Берлина, город хорошо освещался и маскировка включили только через несколько минут после падения первых снарядов. Бомбы были сброшены на столицу Германии и её окрестности, каких-то серьёзных стратегических успехов налёт не принёс, но оказал серьёзное психологическое влияние на Германию: немецкие газеты вышли с заголовками, сообщающими, что за налётом стояла Великобритания, которая в свою очередь назвала новость загадочной, ведь её самолёты над Берлином не летали, немцы не ожидали такого хода от СССР и планы Гитлера о молниеносной войне стали понемногу рушиться. Другой эффект операция произвела на советских граждан. Газеты выходили с новостями о том, что в Берлине взрывы, город горел, и весь экипаж вернулся в полном составе.
Налёты на Берлин продолжались до 5 сентября 1941 года, их пришлось прекратить. Гитлер отдал приказ: всеми силами захватить прибалтийские военные базы и аэродромы, чтобы прекратить атаки на Берлин, и к началу сентября Красная Армия оставила Прибалтику.
За почти месяц удалось совершить 9 крупных налётов, вызвать десятки пожаров в столице Германии, а также нанести ущерб прилегающим к ней территориям. Из 33 самолётов было потеряно 17, причём двух лишились по своей вине, самолёты не смогли взлететь из-за превышения веса снарядов. Общий тоннаж сброшенных бомб был равен 36. Нацистское правительство не ожидало такого выпада от СССР, в их рядах была посеяна некоего рода паника, на фоне продвижения к столице советов пришлось экстренно решать проблему в столице своей. Всякого рода иллюзии о быстрой победе постепенно таяли, и приходило понимание, что эта война в долгую. Периодически на первом этапе войны налёты на немецкие города продолжались и дальше, но были более редкими, точечными и выверенными
Экипаж после боевого вылета на Кенигсберг. Ноябрь 1941 года
Уже 8 августа 1941 Сталин издал приказ о поощрении участников этой операции, каждому, кто принимал участие в бомбардировке Берлина выдавалась материальная премия. В целом по итогам операции награды для участников спецоперации были самые высокие: орден Ленина, орден Красного Знамени, орден Красной Звезды, офицеры получали звания героев советского союза и прочие ордена и медали.
Приказ о поощрении участников бомбардировки г. Берлина
№ 0265 8 августа 1941 года
В ночь с 7 на 8 августа группа самолётов Балтийского флота произвела разведывательный полёт в Германию и бомбила город Берлин. 5 самолётов сбросили бомбы над центром Берлина, а остальные на предместья города. Объявляю благодарность личному составу самолётов, участвовавших в полёте. Вхожу с ходатайством в Президиум Верховного Совета СССР о награждении отличившихся. Выдать каждому члену экипажа, участвовавшему в полёте по 2 тысячи рублей. Впредь установить, что каждому члену экипажа сбросившему бомбы на Берлин, выдавать по 2 тысячи рублей. Приказ объявить экипажам самолётов, участвовавших в первой бомбёжке Берлина, и всему личному составу 81-й авиадивизии дальнего действия.
Народный комиссар обороны И. СТАЛИН
Впереди будут ещё 4 года войны, в течение недели после завершения этих авиабросков начнётся блокада Ленинграда, только в 1943 году Красная Армия начнёт масштабное контрнаступление, ценой огромных потерь и благодаря проявлению истинного героизма советский солдат триумфально дойдёт и до западной Европы и до страны восходящего солнца. А бомбардировка Берлина в 1941 году, как и, позже, Битва за Москву, показали, что немец не неуязвим, немца можно бить, данные немногочисленные успехи на первом этапе войны вселяли в людей надежду, что война ещё не проиграна, мы не сломлены и готовы сопротивляться, терпеть и побеждать, это событие послужило одним из маленьких элементов фундамента будущей Великой Победы..!
Уважаемые читатели, если вам нравятся статьи такого формата, поддержите канал лайком и подпиской. В комментариях можете предлагать интересующие вас темы или события, о которых вы бы хотели бы узнать подробнее, будем иметь в виду..