Я искренне не понимаю, как я докатилась до того, что фильм по моей любимой книге «Эмма» вышел в апреле, а я до него дошла в июле. Уму не постижимо, чем более важным, чем наслаждение экранизацией Джейн Остин - я могла заниматься. Ладно, подсыпаю голову перлом и бегу с вами обсуждать свою любимую британскую классику.
Пару слов о книге
Перед тем, как делиться своим мнением о фильме, хочу предупредить вас, что когда дело касается Джейн Остин - я крайне субъективна. Всю свою жизнь я считаю ее своей любимой писательницей и единственное, что меня в ней не устраивает, так это то, что завершенных книг всего 7.
Эмма среди всей этой семерки особенно для меня выделяется - потому что писательница сама ее выделила. Я помню на обложке моего старого издания было написано, что это любимый роман самой Джейн Остин. Ещё не прочитав ни одной строчки - я решила, что, несомненно, он будет и моим любимым.
А после прочтения пары строчек - убедилась, что так и есть. Хоть любовная и приключенческая сторона тут отстаёт от «Гордости и Предубеждения» - тут есть другая сторона, которая подкупает. Это роман - обманка. Нас всю книгу водят за нос. Мы легко вверяемся простодушному повествованию, где герои вешают нам лапшу на уши - а в конце оказывается, что чёрное - это белое, а белое - чёрное. Сама Остин писала, что создаст такую героиню - которую никто не полюбит, кроме ее создательницы.
И поначалу мы, разбалованные идеальными героями - верим всем восхищениям деревенских жителей, которые боготворят Эмму. Улыбаемся подколкам над назойливыми старушками, а потом в конце нам на голову сбрасывают ведерко холодной воды.
- Таким образом мы получаем первый плюс и новаторство Джейн Остин - до нее мало какой автор додумывался сделать героиню не плоской и не скучно-идеализированной.
- Второе достижение Остин - она не рассказывающая авторка, а показывающая. Нет там этой воды в стиле «мудро поразмыслила, великодушно поступила», нет. Тут нам какая-нибудь служанка скажет «Мисс Эмма, вы такая мудрая». И мы уже должны сами понять, что если это сказала недалекая служанка - то доверять такому суждению не стоит.
- Ну и самое главное: читать книгу - эстетическое наслаждение, даже если там из смертоносных приключений только поездка на карете в снегопад.
Пару слов о сюжете
В прекрасном английском поместье, о котором все мы мечтаем, в богатстве и роскоши (о которых мы тоже мечтаем): живет припеваючи девица Эмма со своим отцом - мирным, но эксцентричным параноиком. Все так хвалят эту аристократку Эмму, что у неё и шанса нет усомниться в своей мудрости и великолепии. Она щедро хочет делиться своей благодатью с окружающими и делает это - подручными для себя методами. Берётся за тяжелое бремя Ларисы Гузеевой. Ступает на стезю Розы Сибитовой, так сказать. И пока она там оценивает сюрпризы потенциальных женихов - из своего аббатства на неё косо глядит друг семьи - не знающий толка в веселье - мистер Найтли.
Больше чем пару слов о фильме 2020
Если говорить в целом - то это забавная картина. Без претензий на шедевральность, но и без клейма «испортили классику». Приятная приятность для нас, любителей Джейн Остин, которых хлебом не корми, дай новый вариант любимого романа глянуть.
Если говорить не в кратце, то вот дальше и поговорю:
Моя оценка
У меня ощущение, что создатели сознательно решили делать не роман, от которого сердца девиц забьются чаще, а душа будет рваться. Такого рода экранизации уже делались и до них. Они решили сделать гротескную вариацию. Не пускаться во все тяжкие, но сделать «другую» картину. Не такую, какую мы привыкли видеть у BBC. Добавить звучного реализма. Отсюда - нам и мертвые гуси в корзинах, голые ноги у каминов и такая эпичная кровь из носу в самый нужный момент. Отсюда и точка в названии. Ваша Эмма, но по-нашему.
Визуал
Визуально картина - приятная, хоть и гротескная. Она солнечная, нарядная, приятно наблюдаемая - сохранилось то, зачем мы ходим в британские костюмированные драмы. Но оператор и художники постановщики позаботились о том, чтобы сделать картинку более эксцентричной, чем обычно. Если реалистичная вареная морковь и дичь на тарелках в «Гордости и Предубеждении» 1995 года - вызывают больше радость от того, что сейчас у нас кушанья более презентабельные, то горы пирожных «Эммы» заставляют завидовать. Такой легкий флёр «Марии-Антуанетты». Очень лёгкий, но достаточный, чтобы отличится от британских братьев.
История
Они не ушли далеко от дороги Джейн Остин, но и не упустили случая добавить мелкой отсебятины. Они переосмыслили некоторые сцены, которые мы привыкли воображать себе привычным образом - и решили нас ими удивить.
И вот принц на белом коне, который видится нам таким серьезным, бравым, самодостаточным - сам себе носки не наденет. А ждёт, пока ему рубашку в брюки заправит камердинер. И как глупо выглядит все богатство и роскошь, выраженная в огромных потолках и бесконечных стенах, где человеку во время горести - негде уткнуться, кроме как на пол.
Как воздушные барышни задирают платья, чтоб погреть ноги, как все это выглядит нелепо и абсурдно. Вообще создатели решили сделать упор на нелепости от отсутствия неловкости. Что вполне в духе Джейн Остин. Например, присутствие слуг во все важные моменты. Мы видим, как летают громы и молнии, когда господин отчитывает леди, как малого ребёнка, а потом оказывается, что во время этой бури - сбоку сидел кучер, как ни в чем не бывало.
Костюмы, грим и внешность
Костюмы просто прелесть, что тут скажешь. А вот про грим хочется поговорить. Когда говорят грим, многие воспринимают это обязательно как слой штукатурки и силиконовые раны. Но взъерошенные волосы - это тоже грим. Или свои кривые зубы у актеров - это тоже «художественное решение» - актёр специально подбирается таким образом, чтоб быть веснушчатым или долговязым. Это все художественные решения режиссера.
Так вот здесь очень интересное решение по «гриму». Во-первых, все актёры очень фактурные. Они как-будто специально не такие по-голливудски красивые и естественные, как мы привыкли видеть.
Единственные, кто более соответствует «журнальным» стандартам - это мисс Фейрфакс и ее женишок. А вот главные герои - более спутанные. Эмме специально подчеркнули ее некую карикатуричность - этими мелкими идеальными кудрями. Да и Найтли выбрали - не Девида Бекхема, а того, кого прическа «с бодуна» заметно подпортит (просто Девида не испортит). Фермер у нас тоже внешне просто как из мультика какого-то, в общем каст подобран тоже в гармонии с концепцией.
Кстати, что интересно: в моменты, когда мы должны не проникаться любовью к героине - ее кудри до миллиметра ровные и чинно уложены. Когда же героиня начинает осознавать черноту своей души - кудри перестают быть мелкими и стоящими ряд к ряду: а более естественными и крупными. К концу фильма внешне она становится более привлекательной, это тоже очень интересно проработанный элемент.
Актерский состав
То, насколько важна для режиссера картинка - очевидно даже по тому насколько фактурно подобраны персонажи. Да и понятно: сюжетом то он новое слово не скажет, его поле для игры - это постановка. Поэтому все актёры не просто яркие, они карикатурны. Тот же лощеный священник со своей долговязой женушкой - которая просто олицетворение всех надоедливых дамочек.
Что мне не понравилось
Так, стоп. Мне понравилось. Но просто не сильно. Понравилось до уровня: «Посмотрела с удовольствием, спасибо, приду ещё.» Но не до уровня: «Вау, Господи-Боже, где мои нюхательные соли, ведь я в обмороке от совершенства.» Хороший костюмированный фильм на раз или два. Но что могло бы сделать его лучше?
Из-за акцента на визуале, по истории прошлись по верхам. Если бы я не читала, то я бы вообще не врубила в что там и почему происходит. Например, тут совсем опустили момент, что Эмма себе в женихи пророчила Фрэнка, загадочной мисс Фейрфакс почти не было: отыграла разок, расплакалась и все. И клубнику они не собирали! А я весь фильм ждала, как клубнику будут собирать.
Я не брюзжу на то, что они на шаг отошли от оригинала - я брюзжу на то, что героев мало раскрыли. Вообще в книге Эмма - главное не события, которые происходят: все эти портреты, обеды - это все фабула для чувств. Вначале мы мило улыбаемся, потом вовлекаемся, потом начинаем подозревать, потом разочаровываемся, потом Мистер Найтли нам признаётся в любви - и на нашем небе опять бегают единороги по радуге. Но тут не так. Тут нас не особо втягивают - тут мы просто сели и наслаждаемся. Если бы я не читала, не факт, что мне бы вообще понравилось.
Откланиваясь
Скажу, что по мне, так лучше бы они сериал сделали коротенький. И дали себе волю с этими гусями в корзинах, но и разыграли бы нам драму с чувствами. Было бы получше. А так пока просто забавно.
А вы что скажете? Смотрели, читали?