Найти тему

Фильм «Эмма.» 2020: мои впечатления после прочтения книги

Оглавление

Я искренне не понимаю, как я докатилась до того, что фильм по моей любимой книге «Эмма» вышел в апреле, а я до него дошла в июле. Уму не постижимо, чем более важным, чем наслаждение экранизацией Джейн Остин - я могла заниматься. Ладно, подсыпаю голову перлом и бегу с вами обсуждать свою любимую британскую классику.

Пару слов о книге

Кадр из фильма «Эмма.»
Кадр из фильма «Эмма.»

Перед тем, как делиться своим мнением о фильме, хочу предупредить вас, что когда дело касается Джейн Остин - я крайне субъективна. Всю свою жизнь я считаю ее своей любимой писательницей и единственное, что меня в ней не устраивает, так это то, что завершенных книг всего 7.

Эмма среди всей этой семерки особенно для меня выделяется - потому что писательница сама ее выделила. Я помню на обложке моего старого издания было написано, что это любимый роман самой Джейн Остин. Ещё не прочитав ни одной строчки - я решила, что, несомненно, он будет и моим любимым.

Кадр из фильма «Эмма.»
Кадр из фильма «Эмма.»

А после прочтения пары строчек - убедилась, что так и есть. Хоть любовная и приключенческая сторона тут отстаёт от «Гордости и Предубеждения» - тут есть другая сторона, которая подкупает. Это роман - обманка. Нас всю книгу водят за нос. Мы легко вверяемся простодушному повествованию, где герои вешают нам лапшу на уши - а в конце оказывается, что чёрное - это белое, а белое - чёрное. Сама Остин писала, что создаст такую героиню - которую никто не полюбит, кроме ее создательницы.

И поначалу мы, разбалованные идеальными героями - верим всем восхищениям деревенских жителей, которые боготворят Эмму. Улыбаемся подколкам над назойливыми старушками, а потом в конце нам на голову сбрасывают ведерко холодной воды.

Кадр из фильма «Эмма.»
Кадр из фильма «Эмма.»
  • Таким образом мы получаем первый плюс и новаторство Джейн Остин - до нее мало какой автор додумывался сделать героиню не плоской и не скучно-идеализированной.
  • Второе достижение Остин - она не рассказывающая авторка, а показывающая. Нет там этой воды в стиле «мудро поразмыслила, великодушно поступила», нет. Тут нам какая-нибудь служанка скажет «Мисс Эмма, вы такая мудрая». И мы уже должны сами понять, что если это сказала недалекая служанка - то доверять такому суждению не стоит.
  • Ну и самое главное: читать книгу - эстетическое наслаждение, даже если там из смертоносных приключений только поездка на карете в снегопад.

Пару слов о сюжете

Кадр из фильма «Эмма.»
Кадр из фильма «Эмма.»

В прекрасном английском поместье, о котором все мы мечтаем, в богатстве и роскоши (о которых мы тоже мечтаем): живет припеваючи девица Эмма со своим отцом - мирным, но эксцентричным параноиком. Все так хвалят эту аристократку Эмму, что у неё и шанса нет усомниться в своей мудрости и великолепии. Она щедро хочет делиться своей благодатью с окружающими и делает это - подручными для себя методами. Берётся за тяжелое бремя Ларисы Гузеевой. Ступает на стезю Розы Сибитовой, так сказать. И пока она там оценивает сюрпризы потенциальных женихов - из своего аббатства на неё косо глядит друг семьи - не знающий толка в веселье - мистер Найтли.

Больше чем пару слов о фильме 2020

Кадр из фильма «Эмма.»
Кадр из фильма «Эмма.»

Если говорить в целом - то это забавная картина. Без претензий на шедевральность, но и без клейма «испортили классику». Приятная приятность для нас, любителей Джейн Остин, которых хлебом не корми, дай новый вариант любимого романа глянуть.

Если говорить не в кратце, то вот дальше и поговорю:

Моя оценка

Кадр из фильма «Эмма.»
Кадр из фильма «Эмма.»

У меня ощущение, что создатели сознательно решили делать не роман, от которого сердца девиц забьются чаще, а душа будет рваться. Такого рода экранизации уже делались и до них. Они решили сделать гротескную вариацию. Не пускаться во все тяжкие, но сделать «другую» картину. Не такую, какую мы привыкли видеть у BBC. Добавить звучного реализма. Отсюда - нам и мертвые гуси в корзинах, голые ноги у каминов и такая эпичная кровь из носу в самый нужный момент. Отсюда и точка в названии. Ваша Эмма, но по-нашему.

Визуал

Кадр из фильма «Эмма.»
Кадр из фильма «Эмма.»

Визуально картина - приятная, хоть и гротескная. Она солнечная, нарядная, приятно наблюдаемая - сохранилось то, зачем мы ходим в британские костюмированные драмы. Но оператор и художники постановщики позаботились о том, чтобы сделать картинку более эксцентричной, чем обычно. Если реалистичная вареная морковь и дичь на тарелках в «Гордости и Предубеждении» 1995 года - вызывают больше радость от того, что сейчас у нас кушанья более презентабельные, то горы пирожных «Эммы» заставляют завидовать. Такой легкий флёр «Марии-Антуанетты». Очень лёгкий, но достаточный, чтобы отличится от британских братьев.

История

Кадр из фильма «Эмма.»
Кадр из фильма «Эмма.»

Они не ушли далеко от дороги Джейн Остин, но и не упустили случая добавить мелкой отсебятины. Они переосмыслили некоторые сцены, которые мы привыкли воображать себе привычным образом - и решили нас ими удивить.

И вот принц на белом коне, который видится нам таким серьезным, бравым, самодостаточным - сам себе носки не наденет. А ждёт, пока ему рубашку в брюки заправит камердинер. И как глупо выглядит все богатство и роскошь, выраженная в огромных потолках и бесконечных стенах, где человеку во время горести - негде уткнуться, кроме как на пол.

Кадр из фильма «Эмма.»
Кадр из фильма «Эмма.»

Как воздушные барышни задирают платья, чтоб погреть ноги, как все это выглядит нелепо и абсурдно. Вообще создатели решили сделать упор на нелепости от отсутствия неловкости. Что вполне в духе Джейн Остин. Например, присутствие слуг во все важные моменты. Мы видим, как летают громы и молнии, когда господин отчитывает леди, как малого ребёнка, а потом оказывается, что во время этой бури - сбоку сидел кучер, как ни в чем не бывало.

Костюмы, грим и внешность

Кадр из фильма «Эмма.»
Кадр из фильма «Эмма.»

Костюмы просто прелесть, что тут скажешь. А вот про грим хочется поговорить. Когда говорят грим, многие воспринимают это обязательно как слой штукатурки и силиконовые раны. Но взъерошенные волосы - это тоже грим. Или свои кривые зубы у актеров - это тоже «художественное решение» - актёр специально подбирается таким образом, чтоб быть веснушчатым или долговязым. Это все художественные решения режиссера.

Кадр из фильма «Эмма.»
Кадр из фильма «Эмма.»

Так вот здесь очень интересное решение по «гриму». Во-первых, все актёры очень фактурные. Они как-будто специально не такие по-голливудски красивые и естественные, как мы привыкли видеть.

Единственные, кто более соответствует «журнальным» стандартам - это мисс Фейрфакс и ее женишок. А вот главные герои - более спутанные. Эмме специально подчеркнули ее некую карикатуричность - этими мелкими идеальными кудрями. Да и Найтли выбрали - не Девида Бекхема, а того, кого прическа «с бодуна» заметно подпортит (просто Девида не испортит). Фермер у нас тоже внешне просто как из мультика какого-то, в общем каст подобран тоже в гармонии с концепцией.

Кадр из фильма «Эмма.»
Кадр из фильма «Эмма.»

Кстати, что интересно: в моменты, когда мы должны не проникаться любовью к героине - ее кудри до миллиметра ровные и чинно уложены. Когда же героиня начинает осознавать черноту своей души - кудри перестают быть мелкими и стоящими ряд к ряду: а более естественными и крупными. К концу фильма внешне она становится более привлекательной, это тоже очень интересно проработанный элемент.

Актерский состав

Кадр из фильма «Эмма.»
Кадр из фильма «Эмма.»

То, насколько важна для режиссера картинка - очевидно даже по тому насколько фактурно подобраны персонажи. Да и понятно: сюжетом то он новое слово не скажет, его поле для игры - это постановка. Поэтому все актёры не просто яркие, они карикатурны. Тот же лощеный священник со своей долговязой женушкой - которая просто олицетворение всех надоедливых дамочек.

Что мне не понравилось

Так, стоп. Мне понравилось. Но просто не сильно. Понравилось до уровня: «Посмотрела с удовольствием, спасибо, приду ещё.» Но не до уровня: «Вау, Господи-Боже, где мои нюхательные соли, ведь я в обмороке от совершенства.» Хороший костюмированный фильм на раз или два. Но что могло бы сделать его лучше?

Из-за акцента на визуале, по истории прошлись по верхам. Если бы я не читала, то я бы вообще не врубила в что там и почему происходит. Например, тут совсем опустили момент, что Эмма себе в женихи пророчила Фрэнка, загадочной мисс Фейрфакс почти не было: отыграла разок, расплакалась и все. И клубнику они не собирали! А я весь фильм ждала, как клубнику будут собирать.

Кадр из фильма «Эмма.»
Кадр из фильма «Эмма.»

Я не брюзжу на то, что они на шаг отошли от оригинала - я брюзжу на то, что героев мало раскрыли. Вообще в книге Эмма - главное не события, которые происходят: все эти портреты, обеды - это все фабула для чувств. Вначале мы мило улыбаемся, потом вовлекаемся, потом начинаем подозревать, потом разочаровываемся, потом Мистер Найтли нам признаётся в любви - и на нашем небе опять бегают единороги по радуге. Но тут не так. Тут нас не особо втягивают - тут мы просто сели и наслаждаемся. Если бы я не читала, не факт, что мне бы вообще понравилось.

Откланиваясь

Скажу, что по мне, так лучше бы они сериал сделали коротенький. И дали себе волю с этими гусями в корзинах, но и разыграли бы нам драму с чувствами. Было бы получше. А так пока просто забавно.

А вы что скажете? Смотрели, читали?