Современный облик Москвы, с её широкими центральными проспектами и закольцованными бульварами, начал формироваться, как это не удивительно, с последней четверти XVIII столетия.
Огромный вклад в это начинание внес французский зодчий Никола (Николай Николаевич) Легран, который и стал создателем первого масштабного проекта реконструкции Первопрестольной.
Москва прощается со Средневековьем
После прихода к власти Петра I, в начале восемнадцатого века, тогдашняя столица начинает значительно менять свой облик со средневекового на более современный - европейский.
На смену хаотичному строительству начинает приходить более-менее выстроенная упорядоченность. Деревянные строения всё больше уступают место каменным, т.б., что по указу российского императора первые вообще запретили возводить в центральных районах города.
Более масштабные изменения начались уже при Екатерине Великой, которая повелела создать в 1762-м году «Комиссию о каменном строительстве в Санкт-Петербурге и Москве».
В 1774-1775-м появился так называемый «Прожектированный план Москвы», а под него, по указу Екатерины, утверждают положение о создании Каменного приказа, который и должен был заняться переустройством города.
Главным архитектором ведомства стал Никола Легран.
Москва превращается в европейский город
По мнению большинства исследователей, именно Легран, представлявший архитектурную школу французского классицизма, и стал идейным автором кардинальных перемен по внедрению в московское градостроительство норм европейского планирования городов.
Подтверждением его роли может служить сопоставление планов переустройства Москвы с чертежами из «Нового плана Парижа», который, кстати, был закончен в один год с московским.
На обоих явно просматривается тенденция по увеличению и открытости общественного пространства, приходящему на смену стесненной застройке эпохи Средневековья.
Интересен и тот факт, что на новом плане Москвы уже был запланирован нынешний Водоотводной канал, проходивший по старице Москвы-реки, благодаря которому внутри города появился остров Балчуг (Болотный остров). А напоминал он своим видом … острова на Сене, расположенные в центральной части французской столицы.
Эта идея Леграна, как и проект создание Бульварного кольца, были реализованы уже после его смерти.
Классицизм в московском зодчестве
Никола Легран, непосредственно руководивший реализацией плана реконструкции Москвы, создал и воплотил ряд проектов в стиле классицизма. Среди них:
- Новый Кригскомиссариат на Космодамианской набережной
- Дом Новикова на месте нынешних Спасских казарм
Вероятно, Легран был автором или, по крайней мере, соавтором и ряда других значимых и сегодня зданий, оригинальные документы на которые были утрачены и их авторство, соответственно, не подтверждено:
- Городская усадьба Барышникова на Мясницкой
По мнению старшего научного сотрудника МАРХИ Юлии Гаврииловны Клименко, после пожара 1812 года многие архивные документы были утеряны, а среди них и архитектурные планы с чертежами.
Кроме этого, после Отечественной войны с Наполеоном отношение к французам некоторое время было весьма отрицательным, а потому и авторство части архитектурных памятников могли приписать нашим зодчим.
Но в чём не возникает споров, так это в признании значительной роли Николы Леграна в придании европейского облика Первопрестольной.
Умер архитектор в Москве в 1791-м году. Проживал в особняке на месте нынешнего дома по улице Машкова, 6. Каменный приказ, которым он руководил, находился в палатах Сверчкова.
Читайте также на моём канале:
· Главный московский скупердяй и его «стыдная» клиника (часть 1)
· Китай-город. Почему так необычно для Руси назвали район Москвы
· Как выглядела Москва до пожара 1812 года? Картины Алексеева
· Кто сегодня живет в Кремле?
· Какой представляли Москву будущего в 1914 году?
· Как князь Голицын проиграл жену в карты?