Найти тему

Тайны золотого кораблика Адмиралтейства

Оглавление

Маленький изящный кораблик со шпиля Адмиралтейства, смело плывущий по небу, является символом того, что Петербург – всемирно признанная морская держава.

В действительности, флюгер не такой маленький, как кажется: вес его – 65 килограммов, длина – 192 сантиметра, высота – 158 сантиметров.

Создал его голландский умелец Харман ван Болос при участии русских мастеров.

Давайте скорее посмотрим, какие тайны он хранит и какие легенды ему приписывают.

Некоторые ученые считают, что прообразом знаменитого флюгера стал первый русский военный корабль "Орел", построенный царем Алексеем Михайловичем. Все три флага на его мачтах выполнены из чистого червонного золота, а в носовой части хранится личная буссоль Петра I (геодезический прибор для измерения углов). Главная ошибка этой теории в том, что «Орёл» - однопалубное судно, в то время как кораблик на шпиле - двухпалубный.

Первый русский корабль "Орел"
Первый русский корабль "Орел"

Путаницу вносит и надпись на позолоченных парусах флюгера. Примерно в XVIII веке, кто-то заметил, что на них начертано: «Не тронь меня». Именно так назывался восхитительный линкор, сошедший с петербургских верфей. Однако, и он не является прообразом адмиралтейского флюгера, так спустили его на воду только в двадцатых годах XVII века, а кораблик на шпиле был установлен уже в 1719 году.

Корабль "Не тронь меня"
Корабль "Не тронь меня"

Самый похожий на фигурку корабль построили в 1709 году, и назывался он - «Полтава». Впрочем, и он немного отличается. У «Полтавы» было больше пушек, чем на адмиралтейском кораблике.

Корабль "Полтава"
Корабль "Полтава"

Ещё бытует версия о том, что прототипом флюгера являлось первое зашедшее в порт Петербурга голландское судно, но, вероятнее всего, мастер ван Болос представил нам собирательный образ кораблей всего российского флота.

Тайны «Золотого яблока»

По слухам, на позолоту адмиралтейского кораблика было потрачено около 16 килограммов золота, что бередило умы нечестных людей, желавших без труда обогатиться. Поэтому в 1816 году флюгер-символ Петербурга таинственным образом исчез. Несмотря на долгие поиски, разыскать его так и не удалось. Поэтому пришлось установить другой флюгер-корабль, точь-в-точь повторяющий прошлый. Его также позолотили, но уже в меньшем количестве.

В 1886 году флюгер был демонтирован и отправлен в Центральный военно-морской музей, а вместо него установили кораблик из листовой меди, покрытой сусальным золотом. Больше на сохранность морского символа Петербурга никто не покушался.

-5

Также в прошлые века некоторые смельчаки хотели разорить золотой шар или «Золотое яблоко», на котором расположен флюгер. Со времен основания Адмиралтейства вокруг этой золотой сферы тоже ходит немало тайн.

Есть легенда, что во времена строительства верфи в золотую сферу под кораблем заложили кубышку с золотыми монетами. Причём кубышка эта непростая и открывается путем вращения двух половин определённым образом. Вот только тайна секретного поворота безвозвратно утеряна.

На самом деле внутри «Золотого яблока» действительно прячется шкатулка, но в ней находится не золото, а документы о проведенных ремонтах, газеты разных лет и экземпляр конституции СССР. Так же долгое время там пряталась капсула времени, которую должны были вскрыть в 2017 году, в столетний юбилей великой Октябрьской революции.

Если понравилась статья - подписывайся и ставь "лайк"!