История о личной жизни Мэрилин Монро, съёмках "В Джазе только девушки" и "Неприкаянные"
Позади, возможно, самый светлый период жизни Мэрилин: попытки управлять своей киностудией, свадьба с идеальным мужчиной, первая беременность. Впереди – самый тёмный период её жизни.
О первой беременности, закончившейся выкидышем, мало кто знал. Некоторые близкие люди даже ставили под сомнение её существование. Но вот летом 1957 года всё уже совсем по-другому. В июле Мэрилин радостно объявляет мужу, что ждёт ребёнка. Артур позже скажет, что она
«обрела уверенность в себе, и к ней вернулось внутреннее спокойствие».
Теперь у неё есть дом, муж в очках (а по заверениям Душечки из «В джазе только девушки» такие мужчины самые лучшие, ведь они умные и много читают). Не хватает только малыша.
Но счастье не продлилось долго. 1 августа Мэрилин теряет сознание от приступа боли, её доставляют в больницу и обнаруживают, что беременность внематочная, так что её приходится прервать. Здесь Мэрилин абсолютно беспомощна. Ей кажется, что она ни на что не способна и что собственное тело обвиняет ее в неприспособленности ко взрослой жизни. Последняя беременность Мэрилин проходит осенью 1958 года во время съёмок «В джазе только девушки» и тоже заканчивается выкидышем, но уже на более позднем сроке
В такой сложный период рядом с ней оказывается, к сожалению, человек, не способный ей помочь. Артуру, быть может, не хватает терпения, чтобы постоянно утешать Мэрилин и вселять в неё уверенность. Но несмотря на это, она обожает мужа и становится глубоко от него зависима. Склонность к зависимости от других присутствовала в ней всегда и обострялась, когда Мэрилин становилась более уязвимой.
А ещё в такие моменты обострялась её неуверенность. Не слезая с лекарств, Мэрилин часто просыпает съёмки, а когда просыпается, боится выходить. Она мучает съёмочную группу новыми и новыми дублями, потому что забывает слова или не может вжиться в роль так, как её учили у Страсберга. Съёмки «В джазе только девушки» из-за всего этого становятся сущим адом. Так Мэрилин зарабатывает себе дурную славу среди режиссёров и некоторых актёров именно из-за «отсутствия профессионализма».
Всё, что спасает Монро – это поразительная жизненная энергия. Она не перестаёт посещать мероприятия и премьеры. Как бы тяжело ни проходили съёмки, на плёнке она выглядит неотразимо. Она держит себя в руках и не перестаёт мечтать о достойной актёрской карьере, о настоящей драматической роли. И эту роль даёт ей её муж.
С 1957 года Артур писал «Неприкаянных». Тогда он восхищался своей женой, её любовью ко всему живому, её чувствительностью и трагичностью. Но в 1960 дела обстоят уже по-другому. С каждой правкой сценария героиня Розлин, чей прототип, конечно, – Мэрилин, становится всё более плоской и истеричной. Артур как бы показывает жене, какой он её видит. Кроме того, зная, как Мэрилин нуждается во времени, чтобы выучить слова и поработать с ними по своей системе, Артур каждый день меняет диалоги. Мэрилин ненавидит этот фильм, ненавидит, что вынуждена произносить слова, написанные Артуром, который ненавидит её.
В конце концов супруги переезжают в разные номера и почти не разговаривают. Но наметившийся разрыв в отношениях – это еще не самое страшное. Большие опасения вызывает состояние Мэрилин. Она страдает от болей в животе, постоянно пьёт обезболивающие. Уже тогда принимает каждый день дозу снотворного в три раза превышающую норму. На съёмки раньше полудня не выходит. Коллеги отмечали, что она страдала от депрессии и тревоги. Алан Снайдер позже рассказывал:
«Девушки из прислуги вынуждены были, чтобы она проснулась, затаскивать Мэрилин под душ. […] Все, кто ее любил, чувствовали: происходит нечто страшное. Нас охватывало безграничное отчаяние. А Артур непрерывно портил и портил роль Розлин, и Мэрилин знала об этом».
Некоторое время Мэрилин, чтобы восстановить силы, даже проводит в больнице. Но она проявляет железную волю, дух берёт верх над телом и, немного отдохнув, Монро той же осенью завершает съёмки. Её коллега по фильму и кумир детства, Кларк Гейбл, не выдержав напряжения, умирает через несколько дней.
Просмотрев часть сцен в павильоне, она выходит на улицу в слезах. На экране она увидела, что в очередной раз сыграла Мэрилин Монро, только теперь самую её бледную, трагичную, карикатурную версию. Она говорит, что всю жизнь играла Мэрилин Монро, что вышла за Артура, потому что думала, что он видит в ней что-то другое, но она ошиблась. И вот она стоит перед павильоном «Парамаунта» со случайным свидетелем её горя – режиссёром, с которым работала на заре своей карьеры, когда была полна надежд. Она, тридцати четырёхлетняя женщина, оплакивает даже не неудавшиеся браки, нерождённых детей или несыгранные роли. Она оплакивает всю свою жизнь. Однажды став Мэрилин Монро для того, чтобы добиться признания или любви, она уже не смогла избавиться от этой маски.
К январю 1961 года все дела улажены, и Мэрилин с Артуром разводятся. Воля к жизни побеждает. Кажется, Мэрилин прощает Артура. Она очень тактично о нём отзывается, на Рождество отправляет его детям подарки и в новый 1961 год вступает с новыми надеждами. Она не знает, что «Неприкаянные» станут её последним фильмом, а жить ей остаётся всего полтора года.
О последнем годе жизни Мэрилин – в следующей статье.
__________________________________________________________________________________________
Источник: Дональд Спото "Marilyn Monroe" (2008)